vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Когда ложишься спать, слышно как дрожит почва». На Донбассе боятся катастрофы из-за шахты

С 5 марта на шахте имени Коротченко в Донецкой области отключено электричество. У предприятия долг за коммунальные услуги. Поэтому не работает насос, а вода под землей поднялась на опасный уровень. Это угрожает затоплением соседней шахты, что может повлечь за собой человеческие жертвы. Также опасаются обвала грунта и разрушения своих домов жители одной из улиц города Селидово, где расположена шахта.

Шахта имени Коротченко в 70-е годы прошлого века была ведущим угледобывающим предприятием Советского Союза. Ее работников отмечали высокими званиями героев труда и награждали орденами. Славная история осталась позади, теперь местные власти думают не об угледобыче, а как шахту правильно закрыть.

Потрескавшиеся стены и угроза затопления

Руины административных зданий шахты находятся в городе Селидово. Там же, под улицей Мира, расположена шахтная выработка, которая постепенно затапливается водой. Жители около двух десятков домов на этой улице уже долгое время испытывают неудобства из-за такого соседства. В последнее время им приходится регулярно латать свои дома от трещин, потому что грунт постоянно проседает. К тому же они потеряли часть огородов, так как до них добралась вода и произошло заиление земли.

Донбасс. Донецк. Селидово. Шахта. Шахты. Шахтеры. Деревня. Дома

Часть домов на улице Мира в городе Селидово находится в аварийном состоянии. Фото: Юлия Поповская / ТК «Орбита»

«Когда ложишься спать, в доме тишина, слышен треск, и как бы немного дрожит почва. Шахта буквально в 200 метрах от наших домов. Что-то происходит, однозначно. Землетрясений у нас нет, если бы танки ездили, мы бы об этом знали», – рассказывает местный житель Николай Мошовский.

Мужчина у основания своего дома сделал стяжку. Он – активист, который собирал по улице подписи под обращениями с описанием проблемы для местных властей и чиновников из других инстанций. Жители добились назначения экологической проверки, но провести ее сейчас невозможно. Город Селидово является зоной, где неподалеку идут боевые действия, поэтому дополнительно одобрить инспекцию должны в Минобороны. Пока действует карантин, проверять территорию никто приедет.

Донбасс. Донецк. Селидово. Шахта. Шахты. Шахтеры. Деревня. Дома

Житель города Селидово Николай Мошовский. Фото: Юлия Поповская / ТК «Орбита»

Николай Мошовский долгое время проработал на шахте имени Коротченко, поэтому знает, как она устроена. По его словам, он общается с коллегами, которые еще остаются на предприятии. Они рассказывают, что вода находится в 20 метрах от поверхности земли.

«Вода подошла, и вот мы в ожидании, что она сделает дальше. Дома могут провалиться под землю. В любой момент. Природа, она не спросит», – делится опасениями активист.

Вероятность того, что вода способна создать аварийную ситуацию, подтверждает эколог и специалист по шахтной проблематике Константин Криницкий. Он обращает внимание, что не только в Селидово, но и в целом на Донбассе, откачка воды из неработающих шахт осуществляется далеко не всегда:

«Эта ситуация показательна не только на подконтрольной территории, но и на оккупированной. Там не хватает денег и шахты могут закрывать, засыпая их песком, не учитывая в должной степени риска подтопления. И будет большая экологическая катастрофа, когда мы вернем наши территории, нам придется решать проблемы с затопленными шахтами».

Помимо жителей улицы Мира из-за остановки насоса в опасности работники соседней шахты, в которой и сегодня продолжают добывать уголь. В телефонном комментарии Vot-tak.tv об этом сообщил мэр Селидово Виктор Ремизов. Он говорит, что приток воды в ней увеличился в два раза:

«Недавно обращались к и.о. министра энергетики и угольной промышленности с тем, что есть угроза прорыва воды на первую шахту “Новогродовская” (всего их три – прим. ред.). Может ли это повлечь человеческие жертвы? Да! Чтобы риск ушел, нужно откачать всего лишь 35 метров в стволе шахты имени Коротченко».

Таблица Менделеева в реке

Шахтная вода несет в себе разные химические элементы, которые делают ее отравленной. По технологии, откачка должна происходить с помощью очистительных сооружений, но их на шахте Коротченко никогда не было. Вся вода попадает в местную реку, загрязняя ее.

Донбасс. Донецк. Селидово. Шахта. Шахты. Шахтеры. Деревня. Дома

Вода в реке Соленая до сих пор ядовито желтого цвета, хотя насос на шахте не качает уже два месяца. Житель города Селидово Николай Мошовский. Фото: Юлия Поповская / ТК «Орбита»

«Там есть сульфаты, там есть хлориды, тяжелые металлы, иногда даже бывают нефтепродукты, то есть там очень много веществ, которые небезопасны, когда они попадают в грунт и в водоемы», – поясняет эколог Константин Криницкий.

Наличие проблемы руководство шахты не отрицает. Глава ликвидационной комиссии Василий Давыдов объясняет, что очистительные сооружения должны были уже давно построить. Еще в 2013-м разработали специальный проект, чтобы довести до конца закрытие шахты, и в нем предусмотрели решение проблемы с водой.

«Стоимость проекта на то время была 115 миллионов гривен – это когда доллар был 1 к 8 (сейчас курс доллара к гривне 1:27 – прим. ред.). Представляете, сколько сейчас этот проект стоит? Пока государство не выделяет деньги на проект, потому что время прошло и его экономическую часть нужно пересматривать», – утверждает Давыдов.

Донбасс. Донецк. Селидово. Шахта. Шахты. Шахтеры. Деревня. Дома

Пересохший канал, по которому протекала шахтная вода до остановки насоса. Фото: Юлия Поповская / ТК «Орбита»

Министерство энергетики и угольной промышленности создало ликвидационную комиссию на шахте в 2012-м. Главной причиной, почему за 8 лет не удалось реализовать проект, является задолженность перед разными государственными инстанциями на сумму более, чем 2,5 миллиона долларов, резюмирует Василий Давыдов. Чтобы долги списали, необходимо отдельное решение правительства. Однако есть преграды, о которых нам рассказал бывший сотрудник госпредприятия, занимающегося закрытием шахт. Он поделился информацией на условиях анонимности:

«Да, мы разбирались, почему эту шахту так долго не могут закрыть. Были письма на имя министра и не только. Указ, который позволит списать долги, не принимают, потому что до этого решения по шахте принимались с нарушениями и образовалась юридическая коллизия. Если выдавать указ, то кому-то придется понести ответственность за те действия».

Включение насоса может затянуться на несколько месяцев

Руководству шахты имени Коротченко сейчас не до решения долгосрочных задач. Около 30 сотрудников, которые остались на предприятии после прекращения добычи угля, с начала года не получали зарплат. По словам Василия Давыдова ему позвонили из Киева и заверили, что в правительстве все бумажные дела утрясли – шахта должна получить на год 7 миллионов гривен ($2,5 млн).

Донбасс. Донецк. Селидово. Шахта. Шахты. Шахтеры. Деревня. Дома

Во время ликвидации шахты все сооружения должны разобрать. Фото: Юлия Поповская / ТК «Орбита»

Часть денег должны перечислить на следующей неделе. На предприятии сразу закроют все текущие долги, однако подключить электроэнергию быстро не получится. Для этого нужно провести тендер через онлайн-систему госзакупок. В прошлом году этот вопрос растянулся на несколько месяцев, уточнил глава ликвидационной комиссии. На откачку воды, чтобы исключить риски аварии на соседней шахте, а также обезопасить местных жителей, после включения насоса потребуется еще около месяца.

Максим Шилин / vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное