vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лихие девяностые 2.0. Вернутся ли на постсоветское пространство нищета и криминал?

Бандиты и нищие – символы лихого десятилетия после развала СССР. Миллионы вчерашних советских граждан остались без работы. Кто-то пошел на улицу просить деньги, а кто-то их отбирать. Сейчас ситуация может повториться. Месяц на карантине и у некоторых людей, лишившихся работы, нет ни накоплений, ни иного пути, как выходить на улицу в поисках пропитания. Кто-то идет с протянутой рукой, кто-то с ножом за пазухой. Могут ли вернуться лихие времена после карантина, наш обозреватель по Центральной Азии Игорь Винявский спросил у свидетелей 90-х из России и Казахстана.

«Дайте хоть немного денег»

Поводом написать о возвращении прошлого стал пост знакомого экономического обозревателя из Алматы – южной столицы Казахстана и самого богатого и населенного города этой страны. Анатолий Иванов написал в своем Facebook.

Справка

«Столкнулся с новым, но где-то ожидаемым явлением. Разные люди вне зависимости друг от друга попросили “хоть немного денег”. Вначале это был парень лет 25, затем была женщина лет 40 и, наконец, пожилая женщина. Было видно, что каждому из них просьба давалась с большим трудом. Особенно парню. Он явно был не в своей тарелке и страшно стеснялся. Позже позвонили знакомые. Они тоже сегодня также столкнулись с просящими помощь людьми. Честно говоря, такая тенденция несколько настораживает. Очевидно, что необходимо срочно находить компромиссные решения». И буквально в этот же день, проводя мониторинг новостей стран Центральноазиатского региона, наткнулся на информацию казахстанского сайта Tengrinews:

«Неизвестные напали на пенсионера и ранили его ножом в Алматы. Лежащего у тротуара и истекающего кровью мужчину первыми увидели военнослужащие. Позже пострадавший Мерген Чимербаев рассказал, что в тот день получил пенсию, в руке было портмоне».

Конечно, нельзя напрямую связывать данное происшествие с карантином, но ударить ножом старика из-за портмоне, понимая, что там вряд ли будут большие деньги, – шаг достаточно безрассудный. На такое можно пойти либо от глубокого отчаяния, либо от ощущения полной безнаказанности.

Сам Иванов, вспоминая последнее десятилетия прошлого века, провел еще одну аналогию. В начале 90-х он работал продавцом в одном из киосков и к нему пришла женщина с предложением взять на реализацию домашнее сливочное масло, которая она делала сама. Тогда она объяснила, что ей приходится это делать, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Недавно, пишет Анатолий Иванов, в школьном чате появилось сообщение следующего содержания:

«Добрый день. Извините, что в чат выставляю, но приходится. Продаю масло сливочное, домашнее, с собственной фермы. Цена 3500 тенге/кг (8$). Возможна доставка».

90-е – время надежды и обновления

Мы связались с Анатолием Ивановым и поговорили более подробно о «его» 90-х.

Экономический обозреватель Анатолий Иванов. Источник фото – facebook.com/anatoliy.ivanovweisskopf

Главное различие – в настроении людей, уверен он:

«90-е годы с их катастрофической нехваткой денег, ножами и перцовыми баллончиками в кармане, периодическим недоеданием, спорадическими столкновениями с “веселыми” ребятами имели свою особенность. Как бы сложно ни было, у людей была надежда на лучшее будущее. Подавляющее большинство населения было уверено, что, как они только откроют свое дело, сразу же жизнь наладится, и на их столах появятся колбаса, масло и, страшно поверить, даже сыр. Сейчас с надеждами сложнее. И не только тем, кто ушел под сокращение. Кстати, вот еще одно отличие “ковидовских” времен от 90-х. Сегодня предпочитают в первую очередь избавляться от тех, кому за 50, а тогда от тех, кому до 30. Платить же больше никому не хочется. Тогда выгоднее были те, кто постарше. Сегодня – 30-летние. Так вот, сейчас надежд пока совсем не видно. Сейчас есть работа, завтра ее нет. Вот запросто! Ныне есть какие-то денежки, а через пару месяцев может будем просить их… стоя у гипермаркетов».

Главный опыт 90-х – нельзя сдаваться

Как справиться с проблемой, не уйти в депрессию, не сломаться и не пристраститься к алкоголю, если вдруг остались без работы? Кандидат медицинских наук, психотерапевт из Алматы Жибек Жолдасова отмечает, что алкоголь и другие психоактивные вещества только усугубляют стресс. Они меняют состояние сознания, а значит, будут приняты неверные решения, объясняет она vot-tak.tv:

«На сегодня масштабные исследования подтверждают этот факт. Так, например, риск суицида возрастает в разы из-за употребления алкоголя и наркотиков. Важно уметь посмотреть на ситуацию со стороны. Сейчас это называется надситуативным мышлением. У многих людей есть значимые для них лица, для одних – это родители или другие родственники, для других – друзья, наставники, для третьих – и вовсе неизвестные, но известные или публичные люди, даже герои книг, фильмов и т. д. Это люди, на которых хочется равняться. Спросите себя: а что бы на моем месте сделал он/она? Такие копинг-стратегии быстрее всего позволяют выйти из стресса и депрессий. Не опускайте руки, если с первого раза что-то не получится. Кому-то помогает личный опыт. Вспомните, как мы сами учились ходить, тысячу раз падая-вставая, учились писать – сначала коряво, потом все увереннее, зубрили таблицу умножения и все остальное».

Справка

Свои 90-е Жолдасова вспоминает как студенческие и дефицитные:

«Бабушка покупала на базаре говяжью голову вместо мяса. Это было значительно дешевле. Был период, когда автобусы в городе не ходили совсем из-за отсутствия бензина. Нам, студентам, приходилось ходить пешком через весь город по разным больницам, где базировались кафедры. Если моя стипендия на первом курсе в 1990 году была 40 рублей, то к 1992 году она была в тысячах, на которые ничего не купишь. В 1996 году, после окончания института, устроилась на работу в многопрофильную городскую больницу. Задержка зарплаты была по полгода. Приходилось выезжать на частные консультации к тем, кто мог это себе позволить. Из-за отсутствия лекарств умирали больные. Каждое дежурство было испытанием – чтобы всех передать живыми следующей смене».

Сел и встал на путь исправления

Евгений З. сейчас один из тысяч московских предпринимателей, а в 90-е он не нашел для себя лучшего применения, чем заняться рэкетом:

«Работы не было, а если и была, то за нее не платили – выдавали продуктами, сигаретами, водкой. Идти особо было некуда. Среди моих знакомых постепенно появлялись криминальные элементы, и я втянулся в бандитизм. В 1995 году оказался в местах лишения свободы, где провел более пяти лет».

Случай с Евгением – один из немногих примеров, когда так называемое исправительное учреждение действительно помогло человеку. В колонии Евгений решил изменить жизнь и больше не возвращаться к прошлому. Сегодняшнюю ситуацию он видит немного по-другому:

«Я думаю, что сегодняшний кризис в таких масштабах не повторит прошлое. Поменялись приоритеты у людей, возможностей заработка больше. Тем не менее я не исключаю волны преступности. Чем дольше будет кризис, тем будет больше криминала. Сейчас в Москве наблюдаю увеличение уровня криминала среди мигрантов – они остались без работы, не могут вернуться домой и выходят на улицу с целью мелких грабежей».

Когда работали социальные лифты

Справка

Российский Аналитик Виктор Кармацкий считает 90-е временем открытых возможностей:

«Тогда можно было “с нуля” раскрутить свой мелкий бизнес, хотя “доили” и правоохранители, и всевозможные “крыши”. Ты мог быть членом любой партии – коих было множество, и люди “бурлили” на улицах. Особенно ярко помнятся массовые акции накануне референдума за сохранение СССР и, конечно, в преддверии осени 1993-го. Работали социальные лифты. Например, я стал студентом в 1990-м году. Жил на съемных квартирах. После смерти отца в 1989-м на поддержку родителей рассчитывать было наивно. Пришлось крутиться. Начинал с продажи газет… Курсе на втором уже сам мог помогать маме. После окончания института и работы на выборах Президента в 1996-м получил приглашение на работу в Администрацию президента России. Это вчерашний студент! Сейчас я работаю в госкомпании. И сегодня это, пожалуй, высшая степень надежности в части сохранения рабочего места».

Так же Кармацкий в беседе с vot-tak.tv отметил, что по его ощущениям социальное расслоение «обнуляется», и снова появляется шанс начать все с нуля.

Игорь Винявский, обозреватель по странам ЦА / vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное