vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лукашенко бьют словом, а он готовит дубинки

Сегодня на белорусском государственном телевидении прозвучали крамольные речи против Александра Лукашенко. Такой праздник непослушания случается раз в несколько лет, во время избирательных кампаний, когда по закону положено предоставлять эфир и баллотирующимся оппонентам режима.

На нынешних президентских выборах у действующего президента Беларуси четыре зарегистрированных соперника — социал-демократ Сергей Черечень, бывший депутат Палаты представителей Анна Канопацкая, лидер общественного объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев и безработная (фактически домохозяйка) Светлана Тихановская.

Домохозяйка против сурового вождя

Причем Тихановская сегодня в очередной раз подчеркнула с экрана, что она не политик. На днях на митинге в Гомеле она вообще призналась: «Мне не нужна власть. Я хочу детей, мужа и дальше жарить свои котлеты».

Светлана Тихановская на БТ. Скриншот выступления

Но именно эта неожиданная и, казалось бы, совершенно не подготовленная к борьбе соперница Лукашенко оказалась в фокусе внимания сторонников перемен.

Властная верхушка, чувствуя, что на этих выборах ее популярность крайне низка, грубо выбила из борьбы наиболее опасных потенциальных конкурентов Лукашенко — бывшего банкира Виктора Бабарико, экс-директора Парка высоких технологий Валерия Цепкало, будоражившего улицу популярного блогера Сергея Тихановского.

Бабарико и Тихановский, а также ряд его соратников оказались за решеткой, стали фигурантами уголовных дел. Цепкало, по его словам, спасло от ареста только бегство с двумя детьми в Россию.

Тихановская пошла на выборы, чтобы вызволить мужа и поддержать его дело. И этим шагом в духе жен декабристов покорила широкую публику. На митингах ее встречают, как мировую поп-звезду. Когда запинается, подыскивая слово, подбадривают овациями и криками «молодец!» На встречи с ней приходят тысячи людей (в Гомеле, например, было десять тысяч). Такого массового порыва зажатая в политическом смысле Беларусь еще не видела.

О вторых турах говорить смешно

Сегодня все соперники Лукашенко, выглядящего закоренелым консерватором во всех сферах, так или иначе ратовали в своих телевизионных речах за преобразования. Пафос умеренного оппозиционера Черечня (он сам предприниматель) был в том, что нужно раскрепостить бизнес.

Сергей Черечень на БТ. Скриншот выступления

Канопацкая широковещательно заявила, что давно назрели «перемены в сознании, в коммуникациях, принципах управления, экономике, финансах, культуре, других отраслях». При этом и Черечень, и Канопацкая подчеркивают, что они — за эволюционный путь.

Анна Канопацкая на БТ. Скриншот выступления

Но какая может быть эволюция, если Лукашенко не скрывает своего отвращения к самому слову «реформы» и не только не собирается уходить, но и откровенно грозит тем, кто против него?

Опытный политик Дмитриев, ощущая конъюнктуру момента, позволил себе более смелую риторику, заявив, что движение за нового президента охватило миллионы белорусов. При этом жестко прошелся по Лукашенко, который «пугает нас майданами, хаосом, нищетой и потерей независимости» и практикует подходы, с которыми «разорить можно даже Швейцарию».

Андрей Дмитриев на БТ. Скриншот выступления

Однако при этом Дмитриев призывает «всех альтернативных кандидатов к единству во втором туре», что у более-менее искушенной публики вызывает горькую иронию. При Лукашенко никаких вторых туров не будет. Он сам победил во втором туре в 1994 году тогдашнего премьера Вячеслава Кебича и хорошо помнит, как между первым и вторым турами соратники Кебича перебегали к фавориту кампании Лукашенко.

Так что бессменный президент не даст повода для разброда и шатаний среди номенклатуры. Он предпочитает побеждать одним махом с сокрушительным официальным результатом (в предыдущий раз, в 2015 году, Центризбирком написал 83,49%).

В общем, искренность кандидатов, рассуждающих об эволюции и вторых турах, у многих вызывает сомнения. А кое-кто откровенно называет эту тройку спарринг-партнерами Лукашенко.

Людей трогает человеческая история

Тихановская тоже говорила сегодня о реформах, позволила себе долю популизма, обещая достойные зарплаты, пенсии и прочие блага. Таким же популистом был в 1994 году Лукашенко. Теперь, когда его правление привело страну в глубокую стагнацию и простой народ устал от прозябания в бедности, официального лидера бьют его же оружием.

Но Тихановская затыкает за пояс других оппонентов Лукашенко не реформаторским пафосом и даже не остротой критики. Людей трогает именно ее человеческая история: жена пошла бороться за арестованного мужа, а заодно и против несправедливости системы в целом. Эта женщина умело обрисовывает цепляющие публику детали: что очень любит своего Сергея, которого посадили за правду, что пришлось эвакуировать двоих детей за границу от греха подальше и десятилетний сын в эсэмэске пишет, что боится за нее…

Она подчеркивает свою неопытность в политике и отсутствие президентских амбиций. По сути, ее программа сводится к тому, чтобы сместить Лукашенко, освободить политзаключенных и организовать новые, честные выборы с участием ныне выбитых из обоймы Бабарико, Цепкало, Тихановского.

Как добиться перемен, когда против лома нет приема?

И этот месседж, похоже, притягивает к фигуре Тихановской надежды большинства сторонников перемен. Власти, пожалуй, уже сожалеют, что опрометчиво зарегистрировали эту домохозяйку, чтобы блеснуть неким плюрализмом, полагая, что та окажется беспомощной в агитационной кампании.

Но, во-первых, неожиданно Тихановскую поддержали штабы Бабарико и Цепкало. В итоге образовалось потрясающе эффектное в смысле пиара женское трио: Тихановская, Вероника Цепкало (жена незарегистрированного претендента) и Мария Колесникова (координатор штаба Бабарико). Турне этих, как они сами себя называют, боевых подруг по стране превратилось в мощное политическое шоу.

Во-вторых, бывшая отличница Тихановская оказалась на редкость способной и в политическом классе: быстро обретает ораторскую уверенность, все больше импровизирует, на глазах растет как личность.

Но она сама заявляет, что «выборы будут сфальсифицированы, мы все это знаем». Действительно, в избиркомах посажены лояльные властям люди, ЦИК отмел элементарное предложение показывать каждый бюллетень наблюдателям, да и самих независимых наблюдателей готовятся отсечь от участков под предлогом сложной эпидемиологической ситуации.

Ну, а на случай массового возмущения фальсификациями и стихийного выхода людей на улицу у Лукашенко уже заготовлен ответ. Сегодня он посетил бригаду спецназа внутренних войск и наблюдал, как дюжие молодцы в добротной экипировке тренируются разгонять акции протеста.

Так что программы программами, но вопрос о механизме перемен в ситуации, когда против лома нет приема, остается висеть в воздухе. И день 9 августа может стать очень драматичным для белорусов, поверивших в возможность сменить власть на этих выборах.

Александр Класковский, политический обозреватель — для vot-tak.tv

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное