vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лукашенко «пленных не берет». Беларусь могут вернуть в 37-й год

После воскресного Марша против террора в Минске сразу 231 задержанного пустили по уголовке. Этих людей объявили подозреваемыми по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок). Несколькими днями ранее Александр Лукашенко, выступая перед чинами МВД, заявил, что отныне «мы в плен никого не берем».

Вождь режима и его служаки перешли на язык войны. Омоновцы и прочие «блюстители» ведут себя как оккупационная армия. Против людей, требующих всего лишь честных выборов, развязан широкомасштабный террор.

«Я далеко отстал от Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича…»

До сих пор выходившие на протесты рисковали получить штраф или 15 суток административного ареста. Статья же 342 УК предусматривает до трех лет лишения свободы. И то, что по ней решили заметать пачками, — новация белорусской репрессивной системы. Так власти надеются сбить наконец волну уличных акций, которые продолжаются уже почти три месяца.

Фото
«Марш против террора» в Минске. Фотографии
01.11.2020 21:35

Впрочем, какие тут новации! История повторяется, правда пока в лайт-версии. Разгон Марша против террора 1 ноября потряс своей зловещей символичностью. Силовики устроили этакое сафари в поле у Куропат — места массовых расстрелов времен сталинизма возле нынешней Минской кольцевой. На своих фирменных синих микроавтобусах они гонялись за мирными людьми, валили их и молотили дубинками.

Это происходило там, где в 1930-е годы пролегала так называемая дорога смерти: по ней каратели НКВД везли «врагов народа» к куропатским ямам и там стреляли в затылок из наганов. По разным данным, в урочище могло быть убито от 30 тысяч до 250 тысяч человек.

Силовики задерживают участника Марша против террора, прошедшего в Минске 1 ноября, накануне Дзядов, дня памяти умерших предков. Фото: ТАСС / Forum

Четыре расследования прокуратуры — и в период горбачевской перестройки, и уже в постсоветское время — подтвердили, что в Куропатах орудовали именно палачи НКВД, а не гитлеровцы, как это пытались подать адвокаты сталинщины. Там нашли уйму гильз от наганов и прочих вещдоков.

Лукашенко же упорно напускает туману. Например, в апреле 2019 года заявил:

«Мы сегодня даже не знаем: это только сталинские репрессии или там хоронили и подзахоранивали еще кого-то, или там фашисты расстреливали людей… И я не сторонник, чтобы опять копошиться и рыться — от раскопок до архивов».

При этом вождь режима неоднократно вписывался за Сталина (как и за Ленина), а однажды изрек:

«Я далеко отстал от Владимира Ильича и Иосифа Виссарионовича. Мне до них еще топать и топать».

Правозащитник: такого не было со сталинских времен

Что ж, за последние месяцы на этом пути наблюдается колоссальный прогресс. Белорусский режим уверенно движется в сторону сталинизма.

Тогда, в 30-е годы, жертв сталинщины объявляли наймитами мирового империализма. Сегодня противники режима Лукашенко объявляются марионетками западных кукловодов. Мол, коварные соседи — Польша, Литва, Украина — под руководством США решили устроить в Беларуси цветную революцию, проплачивают протесты и засылают инструкторов.

Мужчина в лесном урочище Куропаты на северо-восточной границе Минска, где были обнаружены массовые захоронения расстрелянных в конце 1930 — начале 1940-х годов. Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

Этот психоз дошел до такой степени, что с 1 ноября власти закрыли границы под предлогом эпидемии ковида. Но официальная трактовка не прокатывает хотя бы потому, что граница с Россией, где эпидемиологическая обстановка тоже скверная, не закрыта. И вообще по весне Лукашенко жестко критиковал политику закрытия границ. Теперь отгородились именно от «плохих» с точки зрения режима соседей.

Мнения
Лукашенко и Кремль поцапались из-за коронавируса
17.03.2020 15:33

Масштаб внутренних репрессий зашкаливает. По данным известного правозащитника Алеся Беляцкого, за последние три месяца в Беларуси за участие в мирных акциях протеста было арестовано около 17 тысяч человек, около тысячи подозреваются или обвиняются в уголовных преступлениях по политическим мотивам.

«Такого в истории Беларуси не было со сталинских времен», — делает вывод Беляцкий.

Иных задержанных принуждают каяться на видеокамеру, что усиливает сходство со временами сталинизма, когда принуждали каяться истерзанных «врагов народа».

Сформирован военно-полицейский режим

При этом Лукашенко не раз возмущенно отвергал обвинения в диктаторстве. Однажды с подкупающей прямотой заявил:

«В Беларуси нет ресурса, чтобы быть государством диктатуры. Для этого надо иметь ресурс, который был когда-то у Сталина, Брежнева, Хрущева».

Заметьте: ни слова о том, что диктатура — это в принципе бяка. Лишь констатация (сожаление?), что нет ресурса. А так бы…

Лукашенко никогда не испытывал сантиментов по отношению к политическим противникам. Но в нынешнем году вообще пустил на них асфальтовый каток репрессивной машины. Уже на старте президентской кампании, что было беспрецедентно, попали за решетку основные потенциальные конкуренты — харизматичный блогер Сергей Тихановский, «правильный менеджер» Виктор Бабарико, многие их сподвижники.

Далее же, когда масса народу сделала ставку на жену арестованного блогера Светлану Тихановскую, сработало сталинское «неважно, как они голосуют, важно, как мы считаем».

Мнения
Лукашенко зачистил политическое поле, но осталась домохозяйка Тихановская
24.07.2020 21:17

А когда белорусы, возмущенные наглыми фальсификациями, вышли на улицы после «выборов» 9 августа, их стали хватать и превращать в отбивные в застенках — иначе эти учреждения не назовешь.

И вот уже третий месяц хватают, избивают, шьют сфабрикованные дела. Суды превращены в звено карательной системы.

Более того, к репрессиям подключены администрации предприятий, вузов: увольняют забастовавших рабочих, исключают вышедших на протесты студентов. Санстанция закрывает магазины, кафе и прочие частные фирмы, попробовавшие присоединиться к попытке национальной забастовки. Официальная пропаганда, смешивая врагов режима с грязью, пробивает дно за дном.

То есть вся государственная система работает на подавление политической альтернативы. Это уже начинает попахивать тоталитаризмом. Во всяком случае политологи уверенно говорят о формировании в Беларуси военно-полицейского режима.

«Власть повторяет страшную историю репрессий НКВД»

Свежая уголовка с 231 подозреваемым — это очередной шаг к чудовищным практикам 30-х годов, когда сталинские прислужники ставили на конвейер дела против «врагов народа». «Власть повторяет страшную историю репрессий НКВД, штампуя фабрикуемые дела», — заявил по этому поводу Координационный совет, созданный по инициативе Тихановской.

Участники Марша против террора 1 ноября в урочище Куропаты на северо-востоке Минска. На переднем плане – оппозиционная активистка Нина Багинская, одна из ключевых фигур протестов 2020 года. Фото: ТК / belsat.eu / Vot Tak TV

И все же, хоть Лукашенко и способный ученик мрачных вождей, ресурс у него действительно не тот. И время не то. Создать полноценный ремейк сталинизма в центре Европы XXI столетия вряд ли удастся. На белорусского правителя давят экономические проблемы, внешние игроки.

Самое же главное зависит от самих белорусов, которые хотят жить в свободной стране. От их мужества и упорства. Они помнят о Куропатах и продолжают отчаянную борьбу за то, чтобы 37-й не вернулся сейчас. И чтобы в принципе не смог повториться никогда.

Александр Класковский, политический обозреватель — для vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное