vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Москва одобряет «диалог» Лукашенко с узниками

Москва горой стоит за Александра Лукашенко. Так можно резюмировать все то, что сказал на белорусскую тему в сегодняшнем пространном интервью российским СМИ министр иностранных дел России Сергей Лавров. При этом руководство РФ рассматривает белорусский политический кризис в логике собственного противостояния с коварным Западом. Здесь белорусский правитель и Кремль трогательно едины.

Для Москвы, сказал Лавров, сейчас наиболее оптимальна «линия в поддержку конституционной реформы, которая была впервые предложена президентом Лукашенко и которую мы видим хорошей возможностью для того, чтобы завязать по-настоящему общенациональный диалог, куда вошли бы все политические силы страны».

Москву, как видим, нисколько не смущает, что никакой концепции реформы Лукашенко пока так и не предложил. Он ограничивается туманными разглагольствованиями и явно хочет протащить через референдум выгодный ему вариант.

Отдельный вопрос: а референдум организуют так же, как и минувшие выборы, которые, собственно, и породили жесточайший внутриполитический кризис из-за наглых фальсификаций?

Кремль вполне устроит имитация

А главное, Москву нисколечко не смущает, что «диалог» о конституционной реформе белорусский правитель символично начал в тюрьме КГБ с людьми, которых по его же указанию туда и законопатили. Живая карикатура. О каком равноправии сторон может идти речь?

По обрывкам информации можно сделать вывод, что правитель пытался вовлечь политзаключенных в имитацию обсуждения конституционной реформы с участием разных политических сил, включая оппонентов власти.

Мнения
Круглый стол в тюрьме: Лукашенко как политический акционист. Колонка Ивана Давыдова
12.10.2020 13:52

По данным источников «Открытых медиа» в белорусских Совбезе, Администрации президента и Совмине, целью визита Лукашенко в СИЗО КГБ было «предложить своим оппонентам сделку. Они призывают своих сторонников прекратить уличные выступления и попытки организовать забастовки. Взамен Лукашенко выпускает оппозиционеров на свободу, где они войдут в состав будущей комиссии по выработке новой Конституции».

Такая подоплека этого неожиданного хода белорусского вождя выглядит очень правдоподобной. Ведь он сейчас зажат с разных сторон – Западом, Кремлем, экономикой, протестами. Подбивая часть плененных противников на сотрудничество (понятно, под чью диктовку), изворотливый правитель пробует расколоть ряды сторонников перемен и пустить пыль в глаза как внешним игрокам, так и части белорусского общества. Вот видите, мол, даже оппозиционные кумиры сели за круглый стол, процесс пошел, хватит бунтовать на улице и называть меня нелегитимным.

12 октября эпатажную встречу в СИЗО КГБ одобрил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков: «Мы приветствуем любые контакты и любой инклюзивный процесс в белорусском обществе, а тем более — инициированный главой государства, президентом Беларуси». Сейчас, как видим, и Лавров виртуально похлопал белорусского правителя по плечу: давай, мол, продолжай в том же духе.

Иначе говоря, Кремль вполне устроит имитация диалога и конституционной реформы. Настоящей демократизации в своих странах одинаково не хотят как Лукашенко, так и Владимир Путин.

Политзаключенных Лавров не видит в упор

Вообще-то для Москвы главное — чтобы Лукашенко утихомирил протесты. Появилась даже версия, что после выборов Путин дал ему два месяца на «умиротворение» Беларуси. Но пошел уже третий месяц, а протесты, вопреки утверждениям пропаганды, не сдуваются.

Более того, Светлана Тихановская, которую многие белорусы считают реальной победительницей выборов 9 августа, решила обострить игру и выдвинула Лукашенко ультиматум, дав срок до 25 октября: «Лукашенко должен объявить об уходе. Насилие на улицах должно остановиться полностью. Все политзаключенные должны быть освобождены». В ином случае — решительные действия, включая национальную забастовку (первая попытка ее организовать была в августе).

Шеф российской дипломатии сходу осудил этот ультиматум, призвал «пресечь призывы к насильственным протестам, призывы к перекрытию транспортных магистралей». Да уж, можно подумать, без рекомендации Лаврова режим будет миндальничать. На самом деле Тихановская и ее команда продолжают делать акцент на мирном характере протеста. Да и сами протестующие не хотят брать за образец киргизский кейс. И потом, Лавров в упор не замечает сути требований. То есть под сотню политзаключенных — это нормально?

Марш освобождения

«Марш освобождения» в Минске, 4 октября 2020 года. Фото: ТК / Vot Tak TV

Вдобавок российский министр бросил камень в огород ОБСЕ, на платформе которой Тихановская предлагала организовать диалог между властями и сторонниками перемен.

По словам российского министра, «именно наши западные партнеры и западные партнеры Белоруссии ударили по рукам ОБСЕ, чтобы она не принимала приглашение президента Лукашенко направить наблюдателей для того, чтобы посмотреть, как организуются и как проводятся эти президентские выборы».

На самом деле Минск тянул резину и отправил приглашение БДИПЧ ОБСЕ слишком поздно, когда миссия во многом теряла смысл, поскольку была упущена возможность наблюдать за такими важными этапами кампании, как формирование избирательных комиссий и регистрация кандидатов.

И еще к сведению Лаврова: белорусские власти напрочь проигнорировали рекомендации предыдущих наблюдательных миссий ОБСЕ, направленные на демократизацию, бо́льшую конкурентность и прозрачность выборов. Так что не надо валить с больной головы на здоровую.

Однако Москве важно показать, что эти чертовы западники вечно плетут интриги против обеих частей «союзного государства». Встречи западных лидеров с Тихановской Лавров назвал вмешательством во внутренние дела Беларуси.

Светлана Тихановская здоровается с премьер-министром Словакии Игорем Матовичем в здании правительства в Братиславе. 8 октября 2020 года. Фото: Radovan Stoklasa / Reuters / Forum

То, что в Минске после выборов орудовал десант прибывших в качестве подкрепления российских пропагандистов, а Путин концентрировал на границе с Беларусью своих силовиков для поддержки Лукашенко, — это в представлении главы дипломатии РФ, конечно же, никакое не вмешательство. Двойная логика, двойная мораль, двойные стандарты.

Пока Москве не на кого менять Лукашенко

При этом в социальных сетях и аналитическом сообществе горячо спорят, будет ли Москва смещать Лукашенко. Иные считают, что это для Путина уже решенный вопрос и потому он подталкивает незадачливого союзника к конституционной реформе и досрочным выборам.

Да, то, что Кремль сейчас вписался за Лукашенко, не означает идиллической гармонии их интересов. Потерявший легитимность правитель, вероятно, становится чересчур токсичным даже для привыкшей к токсинам Москвы. И в идеале она хотела бы увидеть на месте этого поднадоевшего персонажа кого-то менее скандального и более сговорчивого.

Но, во-первых, с точки зрения Путина нельзя, чтобы власть менялась под ударом революционной волны, а белорусская революция не сдается. Во-вторых, Кремль пока, похоже, не видит, на кого поставить в Беларуси: Лукашенко, желая иметь монополию на отношения с Москвой, зачистил пророссийскую нишу. В-третьих, сам он хитрит, маневрирует и уходить не хочет. В-четвертых, навязать свою марионетку в условиях, когда белорусский народ почувствовал себя политическим субъектом, — задача для Кремля весьма неблагодарная.

Так что пока мы будем видеть банальную поддержку одного авторитария другим.

Александр Класковский, политический обозреватель — для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное