vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Мусор пандемии. Что происходит с использованными масками и одноразовыми перчатками?

300 евро за выброшенную под ноги маску или перчатки. Во Франции подали на рассмотрение законопроект об увеличении штрафов за столь халатное поведение. И в том, что его примут – сами французы не сомневаются. О том, как во время пандемии бороться с новой угрозой для окружающей среды – значительным ростом производства и использования масок, перчаток и других средств защиты, говорят во многих странах. Ведь такой мусор не только загрязняет природу, но и может стать источником распространения инфекции. Мы решили узнать, какова судьба одноразовых масок и перчаток в Украине, Беларуси и России?

Грязная история

В Советском союзе за утилизацию мусора отвечал Госснаб. В ходу были три основных способа – полигоны, мусоросжигательные заводы и вторичная переработка. С развитием технологий уже в независимых государствах… почти ничего не изменилось.

За это время более развитые страны шагнули далеко вперед, сместив приоритеты, и поставив во главу угла предотвращение загрязнения. Украина, Беларусь и Россия только стали на путь мусорной реформы.

маска_COVID-19

Фото: pixabay.com

И вот, посреди не особо стремительной мусорной эволюции, на мир обрушивается пандемия. Миллиардными тиражами производятся одноразовые маски, перчатки, костюмы защиты. После использования они в лучшем случае, оказываются в общем мусоре, в худшем – по старинке, летят на землю или в воду.

Причем, на постсоветском пространстве ситуация с масками и перчатками – в лучших традициях ЦК КПСС. Украина размахивает миллионными закупками масок за рубежом и заказывает у местных производителей. Россия отчиталась, что производит масок едва ли не больше всех в мире, а в Беларуси президент Александр Лукашенко традиционно пригрозил чиновникам ответственностью за смертность населения, но маски назвал глупостью и решение оставил на откуп самим гражданам.

Природа – не резиновая

Резиновые медицинские перчатки и одноразовые маски с самого своего публичного появления в заявлениях ВОЗ и СМИ вызывали и вызывают массу споров. Медицинские эксперты сходятся во мнении, что без навыков использования (даже банального знания, как правильно надевать и снимать перчатки) эти элементы защиты бессмысленны.

Экологи же с первых дней масштабного производства одноразовых средств защиты говорят, что без навыков его утилизации такой мусор может быть опасным и в краткосрочной (распространение вируса), и в долгосрочной (загрязнение среды) перспективе.

«Если учесть, что маски и перчатки носят люди с инфекцией, эти отходы относятся к опасным, и для них могут применяться отдельные схемы сбора, обезвреживания и переработки», – объясняет сотрудница белорусского Центра экологических решений Наталья Блыщик.

Как отмечает Блыщик, в некоторых странах в систему сбора опасных отходов включены медицинские отходы. В медицинских и косметологических учреждениях были и есть схемы утилизации отходов, загрязненных биологическими жидкостями, кровью или после контакта с инфицированным человеком.

Такие отходы собираются раздельно и централизованно направляются на уничтожение (сжигание и пр.) или обеззараживаются по месту образования, а потом отправляются на сжигание или захоронение.

Анализ
Молекулярный биолог: «Маски являются куда более действенным способом защиты, чем мытье рук»
27.05.2020 21:13

Ведьму сжечь?

В случае с твердыми бытовыми и опасными медицинскими отходами термическая обработками действительно остается самым популярным способом. Но, в определенных условиях. Это специальные камеры, где температура может достигать 1200 градусов. Вот только существует один нюанс.

«В мире мусоросжигание – на последних местах по популярности. Во-первых, строительство и деятельность такого завода – дорогостоящий процесс. Во-вторых, в результате сжигания, образуется зола и шлак, которые нужно хоронить на специальных полигонах», – объясняет эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения Greenpeace Дмитрий Нестеров.

К переработке мусора эпохи «новой нормальности» более подготовленными оказались те страны, где политика обращения с отходами давно стала привычным элементом быта граждан.

«Требования ЕС в «мусорной политике» – были четко сформулированы в соответствующей директиве по отходам, где в пирамиде приоритетности на первое место вынесли предотвращение загрязнения. Это, прежде всего, сокращение образования мусора, повторное использование, раздельный сбор и переработка отходов, мусоросжигание, и захоронение на полигоне», – объясняет Нестеров.

В постсоветских странах все упирается в стоимость утилизации, поэтому самый популярный и доступный вид в странах – захоронение, подчеркивает украинский предприниматель Андрей Коноваленко.

«Учитывая местный менталитет в погоне за наживой, многие вывозят на полигоны ТБО даже опасные отходы, получая деньги как за утилизацию. Это касается как бытового, так и промышленного мусора», – рассказывает Коноваленко.

Что делать с использованной маской?

Надпись – Пожалуйста, выбрасывайте использованные маски и перчатки в урну для мусора. Фото: Phillip Pessar / flickr.com

Если вы не в больнице, не знаете, больны коронавирусом или нет, нужно следовать советам ВОЗ. Маску снимать чистыми руками, не касаясь внешней стороны, за резинку. Перчатки – тоже тянуть за край, задаваясь вопросом, зачем вы их надели.

Сняв с себя экипировку, ее стоит сложить в плотный пакет и завязать. Выдержать три дня карантина, и отправить в контейнер для смешанного мусора. Либо же в больничный контейнер. Впоследствии, в идеальной ситуации, их сожгут в специальных условиях.

Выживаемость вируса – предмет темный, его все еще изучают. И в организации Greenpeace советуют, если уж проявлять сознательность, так по-настоящему: пользоваться многоразовыми масками, их стирать и дезинфицировать.

Новости
«Би-би-си»: маски и перчатки в московском метро продают с наценкой в сотни процентов
12.05.2020 17:31

С кого брать пример?

Ответственный подход каждого гражданина страны – важный шаг в решение проблемы, но без общегосударственной системы сбора и переработки, увы, не эффективна.

Примером могли бы стать Австралия и Таиланд, где стали устанавливать специальные контейнеры для масок и перчаток. Но очень скоро выяснилось, что коммунальных служб для обслуживания не хватает.

«Во всем мире еще только создают систему сбора. В России, в регионах, только в Иркутской области стали собирать такие отходы в специальные контейнеры. Но это скорее исключения», – рассказывает эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения Greenpeace Дмитрий Нестеров.

В Киеве власти пообещали тоже начать собирать маски после карантина. Единичные инициативы реализуют в комиссии по вопросам экологической политики. Глава комиссии Костянтин Яловой отмечает важность такой деятельности, ведь по прогнозам экспертов, Украина, как и весь мир, будет пользоваться масками еще минимум год, пока будет нестабильная эпидемиологическая ситуация.

Подключится к сбору масок у граждан пообещали и активисты-экологи.

«Киевская горадминистрация анонсировала сбор масок и перчаток. Мы также их будем принимать после карантина», – подчеркивает Иванна Давиденко из организации «Украина без мусора».

Пока что активисты просят собирать маски и перчатки, обрабатывать антисептиком и упаковывать в отдельные плотно закрытые пакеты.

В Беларуси, где мусорная реформа продвигается активнее, чем у соседей, осторожно взывают к сознательности граждан, поскольку, как отмечает Наталья Блыщик, единой стратегии утилизации просто не существует.

«К сожалению, наблюдается такая практика, когда некоторые города вовсе отказываются от раздельного сбора из-за боязни распространения вируса и лоббируют технологии сжигания. Но эта практика не имеет смысла, если не соблюдать правила обращения с отходами», – отмечает сотрудница Центра экологических решений.

Не утилизировать, а использовать повторно!

Мы же вернемся к Франции. Стоит отметить, что хирургические маски там тоже уничтожают методом сжигания, но местные власти признаются, что индустрия еще не приспособлена к новым реалиям. Поэтому в стране задумались, как сократить потребление масок и сделать возможным повторное использование одноразовых средств защиты медицинским персоналом.

Первые опыты показали, что хирургические маски сохраняют свои свойства после стирки при температуре до 95 ° C, а также при обработке с помощью гамма-лучей. Теперь полученные учеными результаты должно одобрить Национальное агентство по безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

маска_COVID-19

Фото: nursetogether.com

Однако о полноценном внедрении нового метода переработки пока речи не идет. Ведь большинство граждан используют не хирургические, а обычные одноразовые маски сомнительного качества или многоразовые. А доступность гамма-лучей для повседневной обработки отходов остается перспективой на будущее.

Поэтому экологи уповают на сознательность граждан, контроль властей и сокращение отходов, как самый эффективный способ их утилизации.

Евгений Михин для vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное