vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

На пути к суверенному православию. Как российская политика влияет на церковное вероучение

На днях в сети появилась копия одного интересного внутреннего документа Московской патриархии. Это циркуляр управляющего делами РПЦ митрополита Дионисия (Порубая), фактически правой руки патриарха, о способах принятия верующих из украинских церквей (ПЦУ и ныне упраздненных УПЦ-КП и УАПЦ) и российских малочисленных «истинно-православных» групп. Мирян из этих церквей в РПЦ рекомендуют принимать через перекрещивание, то есть повторно совершать таинство Крещения. Кому-то это покажется незначительным, но для верующих – это важный прецедент.

Крещение только один раз

Дело в том, что в Православии крещение – самое главное таинство. Это единственный церковный ритуал, который может совершить любой верующий. Церковное предание разрешает при отсутствии священника совершить его рядовому верующему.

Документ московской патриархии о повтором крещении

Главное – наличие веры у крещаемого и произнесение фразы «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Крещение – это вступление в ряды христиан и принятие искупления Христа. Это фундамент, основа основ христианства вообще и православия в частности. Крещение возможно только один раз. Верующие считают, что крещение не может быть смыто, человек не может от него отказаться, оно дается единожды и навсегда.

Даже в манифесте христианства – Символе веры – утверждается «верю в единственное крещение». Символ веры – это кредо христианина, его жизненная конституция и набор главных вероучительных формул.

Эдуард Корниенко / Reuters в / Forum

Более того, повторное крещение считается большим преступлением. Священник или епископ, совершив такое, должен быть лишен сана. Об этом говорится в 47-м Апостольском правиле, которое составляет корпус церковного права и является обязательным к исполнению. Помимо этого множество отцов церкви писали о недопустимости такой практики.

Но все же перекрещивания в истории церкви были, но касались они тех, кто существенно искажал вероучение. Например, крестил не в имя Троицы, не признавал Иисуса Христа богом или отрицал божественность Святого Духа. Хотя даже в таких случаях иногда поступали по снисхождению и признавали крещение. Например, византийский император Константин Великий принял крещение перед самой смертью от еретиков ариан (отрицали божественность Иисуса). И ничего, все признали. Более того, Константин теперь почитается не просто как святой, но даже получил титул «равноапостольного». Как говорится, было бы желание и воля.

Узаконенная практика

Интересно, что в целом практика перекрещивания существовала в РПЦ и ранее, но она была неофициальной. Принять соответствующий документ в патриархии все-таки стеснялись, понимая абсурдность. Гибридный статус позволял применять жесткие санкции против оппонентов, но на официальном уровне всегда можно было отыграть назад и сказать, что это «перегибы на местах».

Так было, например, с разнообразными «красивыми» документами, написанными при предыдущем патриархе, когда нынешний понтифик работал в Отделе внешних связей. Писались и утверждались хорошие, прогрессивные документы. Только вот в реальности они не работали и были рассчитаны на западную публику, их целью было показать, как все хорошо, и наладить сотрудничество. На практике же воплощались самые худшие сценарии.

Фактически новым документом РПЦ вносит поправки в Символ веры и каноническое право. Теперь в Московском патриархате тысячелетние христианские формулы будут действовать с учетом национальной специфики. В Русской Православной Церкви уже давно ведут себя так, словно благодать Святого Духа распространяется и отзывается сугубо документами из канцелярии. Но если раньше такие вещи принимались относительно «серых зон» православия, то есть тех вопросов, на которые не было однозначных ответов, то теперь подвергаются ревизии и устоявшиеся практики. Этот жест показывает, что патриархийные циркуляры теперь имеют приоритет над постановлениями Вселенских соборов. Параллели с поправками в Конституцию России напрашиваются сами собой. Суверенное православие во всей красе.

Мужчина купается в реке Дон, чтобы отпраздновать православный праздник Богоявления около Успенской церкви в Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону, Россия. 19 января 2019 года. Фото: Валерий Матыцин / TASS / Forum

Церковная политика

У истинно-православных или украинцев нет каких-либо догматических убеждений, которые отличались бы от Московского патриархата. ПЦУ отличается от РПЦ лишь желанием молиться на украинском и иметь собственного, независимого киевского митрополита, не подчиняться московскому патриарху. Но русской церкви этого достаточно, чтобы наплевать на тысячелетние каноны и объявить украинцев худшими из еретиков.

Интересно, что в московской патриархии признают крещение католиков и отдельных протестантских церквей, с которыми есть явные различия в вероучении. Более того, РПЦ признает крещение ряда древних восточных церквей (Армянской, Эфиопской, Коптской), которые в классическом понимании считаются еретиками, поскольку отвергли ряд Вселенских Соборов. Но патриарху Кириллу выгодно сейчас налаживать контакты с Ватиканом, Арменией и африканскими странами, поэтому он готов закрыть глаза на такие детали, как церковное вероучение. Главное же – внешняя политика. А вот с Украиной идет противостояние, а на войне любые методы хороши – видимо, так рассуждают в патриархии.

Только вот такие действия, как уже писалось ранее, ведут не к усилению РПЦ, а совсем наоборот – к дезинтеграции проекта «Постсоветское православие» и рискуют в итоге свести РПЦ к сугубо национальной церкви Российской Федерации.

Видимо, утвержденный на последнем Синоде РПЦ текст акафиста перед иконой Богородицы «Прибавление ума» не принес желаемых результатов.

Фото: Hubert Mathis / Zuma Press / Forum

Дмитрий Горевой, религиовед, директор общественной организации «Центр религиозной безопасности» – для Vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное