На пути к суверенному православию. Как российская политика влияет на церковное вероучение
На днях в сети появилась копия одного интересного внутреннего документа Московской патриархии. Это циркуляр управляющего делами РПЦ митрополита Дионисия (Порубая), фактически правой руки патриарха, о способах принятия верующих из украинских церквей (ПЦУ и ныне упраздненных УПЦ-КП и УАПЦ) и российских малочисленных «истинно-православных» групп. Мирян из этих церквей в РПЦ рекомендуют принимать через перекрещивание, то есть повторно совершать таинство Крещения. Кому-то это покажется незначительным, но для верующих – это важный прецедент.
Крещение только один раз
Дело в том, что в Православии крещение – самое главное таинство. Это единственный церковный ритуал, который может совершить любой верующий. Церковное предание разрешает при отсутствии священника совершить его рядовому верующему.
Главное – наличие веры у крещаемого и произнесение фразы «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Крещение – это вступление в ряды христиан и принятие искупления Христа. Это фундамент, основа основ христианства вообще и православия в частности. Крещение возможно только один раз. Верующие считают, что крещение не может быть смыто, человек не может от него отказаться, оно дается единожды и навсегда.
Даже в манифесте христианства – Символе веры – утверждается «верю в единственное крещение». Символ веры – это кредо христианина, его жизненная конституция и набор главных вероучительных формул.
Более того, повторное крещение считается большим преступлением. Священник или епископ, совершив такое, должен быть лишен сана. Об этом говорится в 47-м Апостольском правиле, которое составляет корпус церковного права и является обязательным к исполнению. Помимо этого множество отцов церкви писали о недопустимости такой практики.
Но все же перекрещивания в истории церкви были, но касались они тех, кто существенно искажал вероучение. Например, крестил не в имя Троицы, не признавал Иисуса Христа богом или отрицал божественность Святого Духа. Хотя даже в таких случаях иногда поступали по снисхождению и признавали крещение. Например, византийский император Константин Великий принял крещение перед самой смертью от еретиков ариан (отрицали божественность Иисуса). И ничего, все признали. Более того, Константин теперь почитается не просто как святой, но даже получил титул «равноапостольного». Как говорится, было бы желание и воля.
Узаконенная практика
Интересно, что в целом практика перекрещивания существовала в РПЦ и ранее, но она была неофициальной. Принять соответствующий документ в патриархии все-таки стеснялись, понимая абсурдность. Гибридный статус позволял применять жесткие санкции против оппонентов, но на официальном уровне всегда можно было отыграть назад и сказать, что это «перегибы на местах».
Так было, например, с разнообразными «красивыми» документами, написанными при предыдущем патриархе, когда нынешний понтифик работал в Отделе внешних связей. Писались и утверждались хорошие, прогрессивные документы. Только вот в реальности они не работали и были рассчитаны на западную публику, их целью было показать, как все хорошо, и наладить сотрудничество. На практике же воплощались самые худшие сценарии.
Фактически новым документом РПЦ вносит поправки в Символ веры и каноническое право. Теперь в Московском патриархате тысячелетние христианские формулы будут действовать с учетом национальной специфики. В Русской Православной Церкви уже давно ведут себя так, словно благодать Святого Духа распространяется и отзывается сугубо документами из канцелярии. Но если раньше такие вещи принимались относительно «серых зон» православия, то есть тех вопросов, на которые не было однозначных ответов, то теперь подвергаются ревизии и устоявшиеся практики. Этот жест показывает, что патриархийные циркуляры теперь имеют приоритет над постановлениями Вселенских соборов. Параллели с поправками в Конституцию России напрашиваются сами собой. Суверенное православие во всей красе.
Церковная политика
У истинно-православных или украинцев нет каких-либо догматических убеждений, которые отличались бы от Московского патриархата. ПЦУ отличается от РПЦ лишь желанием молиться на украинском и иметь собственного, независимого киевского митрополита, не подчиняться московскому патриарху. Но русской церкви этого достаточно, чтобы наплевать на тысячелетние каноны и объявить украинцев худшими из еретиков.
Интересно, что в московской патриархии признают крещение католиков и отдельных протестантских церквей, с которыми есть явные различия в вероучении. Более того, РПЦ признает крещение ряда древних восточных церквей (Армянской, Эфиопской, Коптской), которые в классическом понимании считаются еретиками, поскольку отвергли ряд Вселенских Соборов. Но патриарху Кириллу выгодно сейчас налаживать контакты с Ватиканом, Арменией и африканскими странами, поэтому он готов закрыть глаза на такие детали, как церковное вероучение. Главное же – внешняя политика. А вот с Украиной идет противостояние, а на войне любые методы хороши – видимо, так рассуждают в патриархии.
Только вот такие действия, как уже писалось ранее, ведут не к усилению РПЦ, а совсем наоборот – к дезинтеграции проекта «Постсоветское православие» и рискуют в итоге свести РПЦ к сугубо национальной церкви Российской Федерации.
Видимо, утвержденный на последнем Синоде РПЦ текст акафиста перед иконой Богородицы «Прибавление ума» не принес желаемых результатов.
Дмитрий Горевой, религиовед, директор общественной организации «Центр религиозной безопасности» – для Vot-tak.tv
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции