vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Путин и Лукашенко — братья по классу

Владимир Путин мог бы сыграть роль посредника в урегулировании политического кризиса в Беларуси. Об этом заявила в интервью французской радиостанции RTL Светлана Тихановская, которую многие белорусы считают реальной победительницей минувших президентских выборов. К Путину в решении белорусского кризиса апеллирует и французский президент Эмманюэль Макрон, который в минувший вторник встретился с Тихановской в Вильнюсе.

По замыслу Макрона, российский президент должен склонить Александра Лукашенко ко внутрибелорусскому диалогу при посредничестве ОБСЕ. Со своей стороны, Тихановская раз за разом заявляет, что открыта к диалогу с властями России. А в интервью РБК, комментируя обвинения Лукашенко в адрес оппозиции (типа что за ней — западные кукловоды), Тихановская высказалась так: «Вы понимаете, все-таки Владимир Путин мудрый руководитель. Он же понимает, что все, что говорится, — это фантазии одного человека».

Кто еще будет так завязан на Россию?

Да, Путин умен и наверняка без труда раскусывает неуклюжие хитрости белорусского союзника. Путин прекрасно помнит, что до дня выборов 9 августа тот выставлял своих политических соперников марионетками Москвы и арестовал 33 российских граждан, которых огулом назвали вагнеровцами и пытались изобразить в качестве силы, призванной дестабилизировать обстановку в Беларуси.

Более того, можно с большой долей уверенности предположить, что скользкий, норовистый Лукашенко давно сидит у российского лидера в печенках. И в идеале тот не прочь бы поменять нынешнего белорусского вождя на менее склонную к вывертам, более сговорчивую фигуру. Но на кого?

Анализ
Сдачи не надо? Как Александру Лукашенко удавалось избежать участи «завскладом»
14.09.2020 15:01

Как раз пророссийский сегмент на политическом поле Беларуси Лукашенко зачистил особенно старательно, чтобы обеспечить себе монополию на контакты с Москвой. Практически вся белорусская оппозиция, скорее всего, представляется российским властям чересчур проевропейской, прозападной.

Москву напрягают национальные бело-красно-белые флаги на нынешних белорусских протестах. При том что никакого антироссийского заряда в использовании на них этой символики нет — она сугубо антилукашенковская. Но Москве все мерещатся аналоги киевского Майдана.

В общем, как ни смешно, однако в плане ориентации на Россию никого надежнее Лукашенко на сегодня в Кремле, вероятно, не видят. Этот уж точно не уйдет на Запад. Что четко подтверждается последними событиями. Мы увидели, как, ужаснувшись грянувшим после 9 августа протестам, Лукашенко мгновенно забыл о многовекторности, защите суверенитета и сам стал просить Путина о полицейской и военной помощи. А вдобавок Минск на всю катушку включил антизападную риторику, которая так ласкает слух российского руководства.

Настоящих сторонников перемен априори исключают из диалога

И сколько бы ни заявляла Тихановская, что готова контактировать с Кремлем, тот на ней и на созданном по ее инициативе Координационном совете (КС) сразу поставил жирный крест. И пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, и министр иностранных дел России Сергей Лавров пережевывают фейки о якобы русофобской программе Тихановской, твердят, что КС — незаконная структура. То есть сомкнулись в этом вопросе с Лукашенко, который решил просто уничтожить КС.

К слову, встречу Тихановской с Макроном Песков прокомментировал в довольно издевательской манере: мол, это право французского лидера — встречаться с «гражданкой Беларуси».

Мнения
Президент и два вождя, или Наивность Эмманюэля Макрона. Колонка Ивана Давыдова
28.09.2020 15:07

Идею Тихановской подключить Россию к переговорному процессу по Беларуси в качестве посредника источник “Интерфакса” в российском МИДе также прокомментировал, мягко говоря, без политеса: «Просить Францию подключить Россию к решению внутренней ситуации в Беларуси — глупость» (при том что на самом деле Кремль по локоть влез в эту ситуацию и пытается здесь рулить).

При этом и Путин, и другие российские деятели заявляют, что в Беларуси нужно организовать диалог власти с обществом и провести конституционную реформу. Но с кем, по их мнению, следует вести диалог, если Тихановскую и КС априори решено выключить из игры? Ведь на небывало мощные протесты в Беларуси выходят те люди, которые в массе своей голосовали именно за домохозяйку Тихановскую и считают, что их голоса были беспардонно украдены.

Игнорируя ее, Кремль тем самым игнорирует и волю огромного числа белорусов, как раз той части общества, которая настроена на перемены. В итоге Лукашенко может «сдать зачет» Москве, устроив какое-нибудь чисто имитационное мероприятие с участием сугубо лояльных персонажей, играющих роль представителей разных слоев белорусского народа. Собственно, он уже предложил вариант: организовать диалог о контурах новой конституции на Всебелорусском народном собрании — это такой аналог съездов КПСС. Ха-ха три раза.

«Классовая солидарность» перевешивает все остальное

Да, Кремль, скорее всего, будет сейчас поджимать Лукашенко. Уже заявлено, что возобновляется обсуждение дорожных карт «углубления интеграции» — тех самых, которые Лукашенко не захотел подписывать в декабре прошлого года. Сейчас у него переговорная позиция намного слабее.

Вдобавок Москва с большой долей вероятности попытается аккуратно отжать кое-какие интересные ей активы вроде Минского завода колесных тягачей, «Беларуськалия» и прочие.

На этой почве возможны и новые терки Лукашенко с Кремлем. Он ведь ничем не привык делиться. Но вот надеяться, что Путин подтолкнет белорусского партнера к настоящему диалогу с пробудившимся обществом и демократизации внутренней политики через новую конституцию — это стопроцентный наивняк.

Владимир Путин и Александр Лукашенко обедают в усадьбе Бочаров Ручей в Сочи в декабре 2019 года. Фото: Михаил Климентьев / ТАСС / Forum

Кремль точно так же, как и белорусский вождь, боится демократизации, политического пробуждения народа. Путин, собственно, потому и вписался за Лукашенко, что страшно не хочет повторения у себя белорусского восстания масс. На сленге авторитариев — цветной революции. Этот страх, как видим, сразу перевесил всю личную нелюбовь хозяина Кремля к многолетнему белорусскому партнеру, все многочисленные обидки на него.

Анализ
40 лет на страже контрреволюции. Как Москва реагировала на попытки смены власти на постсоветском пространстве
20.09.2020 20:26

Влияние России на Беларусь действительно огромно. В этом Макрон, равно как и взывающая к Путину в белорусском вопросе канцлер Германии Ангела Меркель, правы. Но нынешнюю ситуацию белорусского кризиса Кремль постарается использовать сугубо для того, чтобы усилить контроль над соседней страной, по возможности превратить ее в вассальное образование. Никакого диалога с настоящими сторонниками перемен под эгидой Кремля в Беларуси не будет по определению.

Да, бывший чекист Путин и бывший директор совхоза Лукашенко весьма различны по характеру, у них разный бэкграунд, разная культура. Но как забронзовевшие, не желающие уходить вожди недемократичных режимов они — братья по классу, два сапога пара. И эта «классовая солидарность» в их отношениях всегда будет перевешивать все остальное.

Александр Класковский, политический обозреватель — для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное