vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Третий (не) лишний. Как независимые кандидаты влияют на выборы президента США

Выборы президента США – всегда борьба двоих: республиканец и демократ сменяют друг друга в Белом доме с определенной периодичностью. Многих наблюдателей удивляют не только непрямые выборы (посредством Коллегии выборщиков), но и такой короткий список кандидатов. На самом деле их всегда больше – минимум трое. Для чего выдвигаться кандидатам «третьих партий», бизнесменам и политикам, а также как они влияют на итоги выборов и кто такая Джо Джоргенсен – в материале Vot Tak TV.

Потерянный процент

Второй день в США сохранялась интрига: получит ли Джо Байден недостающие до победы 17 голосов или Дональд Трамп его нагонит и случится патовая ситуация, решаемая в судах. Из 538 голосов выборщиков у Байден было 253, а у Трампа – 214; для победы нужно 270. Вечером в субботу стало известно, что демократ побеждает в Пенсильвании и с гипотетическими 273 голосами имеет высокий шанс стать 46-м президентом США. В таком случае 77-летний Байден станет самым старым руководителем Штатов.

Когда смотришь на полученное кандидатами количество голосов выборщиков, удивляешься, как это президент-республиканец продолжает борьбу. Когда смотришь на карту Штатов, удивляешься, как это пожилой демократ может выигрывать, опережая конкурента на 2,5-3%.

Красный – цвет республиканцев (Трамп), синий – демократов (Байден). Серым отмечены штаты, где еще не окончен подсчет голосов. Скриншот edition.cnn.com

Складывается впечатление, что республиканцы ведут счет. Но, как мы знаем, это не так, хотя в колеблющихся штатах отрыв между кандидатами минимальный. На итоги выборов могут повлиять несколько тысяч голосов, буквально 1-2% – такой малости не хватает для победы и Байдену, и Трампу.

Между тем, они бы могли получить эти голоса. Но их забрала третий кандидат в президенты – либертарианка Джо Джоргенсен.

Не только фавориты

Да, в американских выборах участвуют не только демократ и республиканец. Как правило, есть еще несколько кандидатов – почти всегда есть член Либертарианской партии, а в некоторых штатах добавляются и другие.

В ХХ веке было всего несколько случаев, когда кандидат третьей силы получал голоса выборщиков – в 1912, 1924, 1968 и 1972 годах. Однажды их кандидат даже занял второе место: в 1912 году выдвинутый в президенты Прогрессивной партией Теодор Рузвельт получил 88 голосов (республиканский кандидат – 8, победитель Вудро Вильсон – 435).

Бюллетень для голосования в штате Калифорния. Кроме тандемов Трамп–Пенс и Байден–Харрис в нем есть кандидаты от Либертарианской партии, от Зеленых, Партии мира и свободы, а также Американской независимой партии – в Калифорнии от нее на пост вице-президента выдвинут Канье Уэст, в некоторых других штатах он претендует на президентство. Rishi Deka / Zuma Press

Из кандидатов от «третьих партий» на выборах-2020 наибольшую популярность имеют 63-летняя представительница либертарианцев Джо Джоргенсен и 67-летний соучредитель Партии зеленых Хауи Хоукинс.

Независимые претенденты и кандидаты от «третьих партий» играют роль инициаторов перемен в США, утверждают эксперты – победители нередко перенимают некоторые из их идей. Например, Социалистическая партия США боролась за систему социального страхования и права трудящихся, затем эти идеи были включены в программу президента Франклина Делано Рузвельта (Демократическая партия). Республиканская партия в 1970-х годах позаимствовала идеи приватизации, предложенные Либертарианской партией, говорит профессор истории Американского университета в Вашингтоне Аллан Лихтман.

Эксперты полагают, что независимый кандидат Росс Перо в 1992 году помог привлечь внимание к вопросу о ликвидации бюджетного дефицита: озабоченный дефицитом бюджета миллиардер Перо «понравился избирателям своим простым техасским характером» и получил 19% голосов. При этом он не получил ни одного голоса в Коллегии выборщиков, которая официально избирает президента.

«Главная роль “третьих партий” – создавать новые политические идеи и институты. Они создают новый подход, – утверждает Лихтман. – Мы находимся в идеальной ситуации – у нас стабильная двухпартийная система, которую оживляют “третьи партии” и независимые кандидаты».

Анализ
Байден против Трампа: всё о главных выборах года
03.11.2020 19:38

В далеком 2000 году Дональд Трамп планировал стать именно таким кандидатом. Бизнесмен участвовал в праймериз Партии реформ и хотел назначить вице-президентом популярную телеведущую Опру Уинфри, но не добился большого успеха и не стал участвовать в выборах.

Порой такие кандидаты становятся аналогом графы «против всех». Это помешало избранию Хиллари Клинтон в 2016 году, считает директор Института политики Иглтона при Ратгерском университете Джон Фармер – либертарианский кандидат Гэри Джонсон тогда набрал 3,2% (4 058 500 голосов). «Сторонние кандидаты, несомненно, навредили Хиллари Клинтон в 2016 году. Все экзит-поллы показывали, что отданные им голоса могли бы достаться демократам», – говорит Фармер.

«В 2016 году было много американцев, которые, глядя на Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, понимали, что им не нравится ни тот, ни другой, и делали выбор в пользу протестного голоса», – добавляет Тэд Куссер из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Возможно, так случилось и в этот раз. Правда, Хоукинсу ни в одном штате не удалось набрать даже 1%, а вот Джоргенсен более успешна.

Сторонники Джоргенсен приветствуют ее выдвижение в президенты от Либертарианской партии. Paul Hennessy / Zuma Press

В штатах, где победа любого из кандидатов висит на волоске статистической погрешности, либертарианке удалось набрать от 0,9% до 1,5% – это десятки тысяч голосов. Кому бы они достались, не будь в бюллетене третьего кандидата? Возможно, после подведения итогов на этот вопрос ответят политологи и социологи (если смогут навести в своей консерватории порядок и ответить, как это второй раз подряд предвыборные соцопросы попадают в молоко).

  • Пенсильвания: у Трампа 49,1% (3 311 310 голоса), у Байдена 49,6% (3 345 724 голосов), у Джоргенсен – 1,15% (77 286 голосов);
  • Джорджия: действующий президент набирает 49,3% (2 454 207 человек), экс-вице-президент – 49,4% (2 461 465 человек), Джоргенсен – 1,24% (61 792 человека);
  • Северная Каролина: Трампа предпочли 50% (2 732 818 голоса), Байдена – 48,6% (2 656 303), Джоргенсен – 0,9% (47 233 голоса);
  • Аризона: за республиканца голосовали 48,9% (1 606 370 человек), за демократа – 49,5% (1 626 943 человек), за либертарианку – 1,5% (49 182 человека).

Также в этот список можно добавить еще два штата. В Висконсине Трамп имеет 48,9% (1 610 030 голосов), Байден – 49,6% (1 630 569 голосов), Джоргенсен получила 1,17% или 38 415 голосов. В Мичигане за Трампа 47,9% (2 646 956 человек), за Байдена – 50,6% (2 794 853 человек), за Джоргенсен – 1,09% (60 287 человек).

Как видно из этих предварительных данных, отданных Джоргенсен голосов хватило бы и для победы Трампа, и для закрепления успеха Байдена. Если бы в Америке были прямые выборы президента, голоса за либертарианку ни на что не повлияли бы – в целом по стране она набрала лишь 1,2% (1 724 670 человек) и Трампу они не помогли бы (он отстает от Байдена на 3% или 4,2 млн голосов), но при действующей системе они бы 45-му президенту очень пригодились. Да и бывшему вице-президенту тоже.

Who is Mrs. Jo?

Джоанн Мэри Джоргенсен 63 года, она родилась в Либертивилле (штат Иллинойс). По забавному совпадению она практически тезка обоих лидеров президентских выборов: ее полное имя – женская форма второго имени Трампа (Джон), а сокращенный вариант созвучен сокращению имени Джозефа Байдена.

Джо Джоргенсен, кандидат в президенты от Либертарианской партии. Фото: Paul Hennessy / Zuma Press / Forum

«Смелая, бесстрашная и милосердная» – так представляет либертарианку ее предвыборный сайт (имеющий, среди прочих, и русскоязычную версию).

Она окончила частный Бэйлорский университет со степенью бакалавра психологии в 1979 году, а годом позже – Южный методистский университет со степенью MBA.

Справка
Джоргенсен называет иммиграцию позитивным явлением для США, обещает работать над сокращением расходов для уменьшения подоходного налога, отменить санкции и эмбарго, отозвать войска со всего мира и сохранять нейтралитет, а также говорит, что «доверяет народу» при решении, какие меры нужны для спада заболеваемости коронавирусом – ее беспокоит обнищание малого и среднего бизнеса.

После этого Джоргенсен работала представителем по маркетингу в IBM. Переехав в Гринвилл (Южная Каролина) в 1983 году, она открыла собственный бизнес по продаже программного обеспечения. Вырастив двоих детей, она продолжила работу в сфере программного обеспечения, а в 2002 году основала компанию по бизнес-консалтингу и продолжает работать с некоторыми клиентами. Также в 2002-м Джоргенсен получила докторскую степень по организационной психологии, с 2006 года преподает психологию в университете Клемсона.

Джоргенсен голосует за либертарианцев на президентских выборах с 1980 года, вступила в партию в 1983 году. Она безуспешно баллотировалась в Конгресс в 1992 году, а в 1996 году была кандидатом в вице-президенты от либертарианцев – ее тандем с кандидатом в президенты Гарри Брауном набрал 0,5% голосов.

В 2020 году она победила внутрипартийных конкурентов в четвертом раунде и в конце мая была объявлена либертарианским претендентом на пост главы государства. Своим кандидатом в вице-президенты Джоргенсен выбрала 38-летнего предпринимателя Джереми «Спайка» Коэна.

Анализ
Не только запасной вариант. Зачем США нужен вице-президент
05.11.2020 20:34

Коэн считает, что Джоргенсен – «тот человек, который сможет противостоять Трампу и Байдену. Он надеется работать с ней, чтобы положить конец войнам, освободить невиновных и положить конец нарушениям, которые препятствуют добровольному решению проблем». Как указано на предвыборном сайте либертарианцев, Коэн «обладает более чем 20-летним опытом работы на руководящих должностях, дополняющим знания и таланты доктора Джоргенсена».

Хотя Джоргенсен-Коэн и не смогли повторить успеха Джонсона, единственная женщина-кандидат в президенты США на выборах-2020 убеждена, что в будущем поддержка Либертарианской партии будет только расти.

Однако, ее оптимистичный взгляд не совпадает с мнением директора Высшей школы политического управления в Университете Джорджа Вашингтона Лары Браун: «Независимые кандидаты играют роль пчел – они могут ужалить всего один раз, а затем погибают».

Иван Алексеев

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное