vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Украинские врачи опять протестуют. Что снова не так с медреформой?

Государство не выполнило обещание, заявляют медики

В Киеве, несмотря на сильный дождь и ветер, медики снова вышли на протесты. Митинги украинских врачей начались в апреле, после старта второго этапа медицинской реформы. Они получили от государства в разы меньшее, чем ранее, финансирование, некоторым больницам не хватало даже на зарплаты. Тогда государство пообещало – реформу приостановят, а деньги выделят. Однако этого не случилось, заявляют работники здравоохранения.

И снова митинг

Второй этап медицинской реформы стартовал в Украине с 1 апреля. С опозданием практически на год. Согласно новым правилам, 27 услуг украинские больницы должны предоставлять пациентам бесплатно. Среди них – лечение инсульта и инфаркта, роды и реабилитация недоношенных младенцев, диагностика и химиотерапия онкологических заболеваний, лечение и сопровождение больных с ВИЧ. На каждую медпомощь государство установило тариф.

Например, медпомощь при остром мозговом инсульте в стационаре государство оценивает в 750 долларов, а роды – в 350, на лечение зуба, по мнению украинских чиновников, хватит 40 американских центов. Медики такие расценки называют фантастическими, говорят, и на роды, и на лечение инфаркта необходимо как минимум в два раза больше. А на лечение зуба – в 50 раз больше.

Эти деньги катастрофически малы, рассказывают врачи киевской психиатрической больницы имени Павлова. Они выходят на протесты уже во второй раз. Сегодня, 19 мая, до ста медиков выстроились вдоль дороги около больницы.

протест врачей в Украине

Протест врачей Киевской психиатрической больницы имени Павлова, 19 мая 2020 года. Фото: Яна Танчак / Vot-tak.tv

В народе эту больницу называют «Павловка», медучреждению 200 лет. За год в ней проходят лечение около 8 тысяч пациентов. В этом году «Павловке» выделили 69 миллионов гривен из необходимых 120. Такая цифра получилась из-за тарифа, который предусмотрен государством на лечение одного пациента в психбольнице.

Чтобы медпомощь оставить на том уровне, на котором она есть сейчас, пациентов нужно сократить вдвое. А чтобы медработники больницы получали те зарплаты, которые у них были до реформы, часть из них нужно уволить.

Константин Зеленов заведует отделением медико-социальной реабилитации на протяжении 5 лет. Он рассказал корреспонденту Vot-tak.tv, что его сотрудники под угрозой сокращения:

«На сегодня в отделении большая часть сотрудников, кроме заведующего и старшей медсестры, переведены на четверть ставки, на полставки. Это пока что, если финансирование не восстановится. Поскольку у нас большая часть сотрудников не медики – это психологи, соцработники, то нам придется либо сокращать отделение, либо в отделении останется по 3–4 человека. Что в принципе делает работу отделения невозможной».

Справка

протест врачей в Украине

Протест сегодня устроили и медики Киевской городской психоневрологической больницы № 2. Несколько десятков человек вышли на крыльцо учреждения с плакатами. Как и их коллеги из «Павловки», денег они получили меньше, их не хватает даже на зарплаты. Но этот протест не против медреформы, а против чиновников, рассказывает на митинге глава свободного профсоюза медработников Олег Панасенко:

«Чиновники деньги только пообещали, их мы еще не увидели. Обещали, что на уровне 2018–2019 годов выделят, но это одни обещания. И еще говорили, что на 60% Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) дофинансирует больницы».

Вернуть прошлогоднее финансирование больницам обещали в украинском Минздраве после митингов медработников в апреле. Из-за этого даже приостановили второй этап медреформы. С видеобращениями даже выступал президент Владимир Зеленский. В них он заявлял, что на улице могут остаться 50 тысяч медработников, а более трех сотен больниц – под угрозой закрытия. В Минздраве тогда пообещали пересмотреть тарифы на услуги. А изначальный принцип украинской реформы медицины «деньги ходят за пациентом» – отложили.

Деньги ходят за пациентом

Справка
Ульяна Супрун

Ульяна Супрун, и.о. министра здравоохранения Украины в 2016–2019 годах. Фото: Ульяна Супрун / Facebook

Масштабную реформу медицины Украина начала еще в 2016 году под руководством исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун. Американка с украинскими корнями, медик, во время Революции достоинства была волонтером на Майдане. В Украине к ней относились по-разному, но, несмотря на противоречивое отношение, Супрун удалось внедрить первый этап реформы.

Изменения коснулись первичной медицины, а именно семейных врачей, педиатров, и терапевтов. Гражданам Украины нужно было подписать декларацию с конкретным лечащим врачом. Дали возможность самостоятельно выбрать того, кто нравится, можно было не привязываться к районной поликлинике по месту жительства и даже подписать договор с медиком из частной больницы. Это не обязаловка, но если понадобится специализированная помощь, то с направлением семейного врача, с которым подписана декларация, ее окажут бесплатно.

Если обращаться к специалисту самостоятельно, придется платить из своего кармана. От внедрения первого этапа реформ врачи получили более высокую заработную плату, потому что чем больше людей подписали декларации с медиком, тем выше становится выплата. У некоторых зарплата увеличилась в три раза. А пациенты в большинстве остались довольны – мол, помощь стала качественнее.

Второй этап медреформы

Вторые на очереди в реформе – больницы, которые оказывают специализированную и более сложную медицинскую помощь. Таких в Украине более тысячи. Именно они подпадают под второй этап реформирования.

Справка
Мэр Тростянца Юрий Бова

Фото: Юрий Бова / Facebook

Одно из таких медучреждений – Центральная районная больница в городе Тростянце Сумской области. Население этого украинского городка – чуть больше 20 тысяч человек. Мэр города Юрий Бова рассказывает, что ко второму этапу реформы готовились. Чтобы быть конкурентоспособными, сделали капитальный ремонт, закупили новое современное оборудование, врачей отправляли на обучение за границу.

Безболезненно реформа для коллектива не прошла, говорит Бова, часть медработников пришлось сократить:

«Каждый год в эту больницу мы вкладывали в среднем порядка 12 миллионов гривен (около $452 тысяч. – Примеч. ред.) из нашего небольшого бюджета. Мы отрывали их от дорог, тротуаров. Мы мотивировали персонал, возили их за границу, смотрели, как все делается в лучших больницах Польши, как они проходили этот период.

Мы мотивировали их, чтобы они не выезжали сейчас на работу за границу, где более достойная зарплата. Мы обещали врачам, что достойная зарплата будет уже через год у них здесь. Люди верили в это. Понимаете? Просто верили, что скоро наступит это 1 апреля. Они готовы бороться за пациента, быть конкурентоспособными, оказывать качественные медуслуги. Сейчас им говорят: «Извините, мы возвращаемся к историческому финансированию».

Прокормить пациента на 26 центов в день

Справка
Медики Днепропетровского областного реабилитационного центр. Фото из личного архива Инессы Шевченко

Медики Днепровской областной реабилитационной больницы. Фото из личного архива Инессы Шевченко

Три недели из-за запуска второго этапа медицинской реформы голодала генеральный директор областной реабилитационной больницы в Днепре Инесса Шевченко. Vot-tak.tv она рассказала, что из-за изменений платить зарплату сотрудникам нечем: тарифы на реабилитацию катастрофически занижены. Вместо $220 государство посчитало, что медпомощь можно оказать за $70, говорит Шевченко. И это деньги на лечение одного пациента в год. В центре, которым руководит Инесса Шевченко, помогают восстановиться людям после инсультов, черепно-мозговых травм, травм опорно-двигательного аппарата.

«В прошлом году наша годовая субвенция (вид денежной помощи со стороны государства. – Примеч. ред.) была порядка 28 миллионов гривен в год (около $1 млн. – Примеч. ред.). Этого очень мало, потому что реабилитация – это очень дорого. Тем не менее нам хватало на заработную плату. Этого совершенно недостаточно для того, чтобы делать какие-то ремонты и закупать оборудование. Но мы существовали, мы закупали медикаменты. Мы за 7 гривен в сутки (около 26 центов. – Примеч. ред.) умудрялись достаточно неплохо накормить пациента три раза в день.

В этом году I квартал мы профинансировались из государственной субвенции, и месячная сумма, которая нам по субвенции давалась, – порядка двух миллионов гривен. С 1 апреля НСЗУ предоставила сразу 263 тысячи гривен (около $9 тысяч. – Примеч. ред.). Потом вот путем борьбы мы добились, что в месяц будем иметь около 1 миллиона 700 тысяч гривен (чуть больше $64 тысяч. – Примеч. ред.). Это очень мало, потому что этой суммы не хватит даже на зарплату. А о том, чтобы развивать услугу, предоставлять пациентам питание, уход какой-то качественный, стирать белье, приобретать инвентарь, покупать какое-то современное оборудование, медикаменты – об этом речи не идет», – рассказывает руководитель реабилитационного центра.

Медработников Инесса Шевченко, несмотря на реформу, не увольняла. Она рассказывает, что их в реабилитационном центре и так катастрофически не хватает. Чтобы оказывать качественные услуги, медперсонала необходимо в два раза больше, чем сейчас есть в больнице.

Потерянный смысл реформы

Справка
Павел Ковтонюк, бывший заместитель министра здравоохранения Украины Pavlo Kovtonyuk

Павел Ковтонюк, бывший заместитель министра здравоохранения Украины. Фото: Pavlo Kovtonyuk / Facebook

Чиновники пообещали выделить больницам субвенции из госбюджета, как и раньше, но весь смысл реформы из-за этого теряется, рассказывает Павел Ковтонюк. Он – бывший заместитель министра здравоохранения. И все три года в команде Супрун занимался исключительно разработкой и внедрением медреформы.

«Медучреждения как были неорганизованными и неэффективными, такими и остаются. Это попытка дешево купить какую-то временную медийную популярность. Идея реформы была в том, чтобы врач зарабатывал денег постоянно больше. И самое главное, чтобы этот заработок зависел от самого врача, от его работы, и он бы это понимал. Если он будет инвестировать в себя, постоянно учиться, больше оперировать, больше пациентов принимать, он больше заработает. Так эта система должна работать, чтобы врач не от министра зависел», – делится Ковтонюк.

Он также рассказывает, что психиатрия (медики этих больниц чаще всех выходят на митинги в Украине) и помощь больным туберкулезом вообще должны были попасть под отдельное реформирование.

«Большая часть психиатрических больниц в Украине не практикует современной психиатрии. Очень многие из этих больниц предоставляют просто социальные услуги. Люди туда попадают и просто находятся как, например, в доме для престарелых. Они не работают, как нормальные отделения, где лечат острые состояния психиатрических заболеваний. Ситуация там настолько запущена, что никакая быстрая подготовка этой сфере не поможет. Поэтому психиатрия – это отдельный проект. А сейчас последние 9 месяцев ничего не готовилось и не делалось», – говорит Ковтонюк.

Состоится ли реформа?

Теперь из-за тех, кто к реформе не готовился, остались ни с чем те, кто на нее надеялся, рассказывает Александр Хоруженко. Он три года занимался реформированием медицины в Сумской области. Говорит, даже при тех тарифах, которые есть сейчас, реформа себя оправдывала.

«Где-то 50% больниц по Украине к реформе готовы. И они бы зарабатывали сейчас больше, потому что по принципу, когда деньги от Национальной службы здоровья ходят за пациентом, даже при этих тарифах им было бы выгодно работать. Нужно было, когда принимался госбюджет, честно сказать, что к реформе не готовились, 72 миллиарда гривен мало, нужно, например 172. Так бы было честно, если бы все это признали», – говорит Хоруженко.

Вот так
«…пациенты будут на самоокупаемости». Как Украина работает в условиях второго этапа медреформы
07.05.2020 22:00

Редакция Vot-tak.tv отправила информационные запросы в украинский Минздрав и Национальную службу здоровья, но ответов мы так и не получили. Согласно предыдущим заявлениям чиновников, тарифы на услуги пересмотрят, а реформа второго этапа заработает с 2021 года. На очереди на реформирование высокоспециализированная медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях – это третий, заключительный этап медицинской реформы в Украине. Но когда дойдет до него – конкретики у украинских чиновников пока нет.

Яна Танчак / Vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное