vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«В этом году это унесет много человеческих жизней». В Сибири и на Дальнем Востоке горят леса

В России лесные пожары бушуют на площади более 70 тысяч гектаров. С огнем борются в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале. Задействованы авиация и парашютисты. В некоторых районах пламя угрожает населенным пунктам. МЧС предупреждает, что в пяти регионах обстановка на этой неделе может ухудшиться. При этом активисты считают, что власти скрывают истинный масштаб происходящего.

Пожары в Сибири. Кежемский район Красноярского края. Фото: Юлия Петренко / greenpeace.ru

По данным Рослесхоза, огнем охвачены 1,2 млн гектаров лесов. Годом ранее пылали 1,6 млн гектаров. При этом, как нам сообщили в ведомстве, 99 пожаров в Якутии, Чукотке, Магаданской области, Хабаровском крае и на Камчатке потушить попросту невозможно:

«До труднодоступных, сильно удаленных от населенных пунктов пожаров крайне сложно доставить авиапожарных, так как расстояние от ближайшего аэродрома до очага горения не позволяет вертолету долететь до него и вернуться назад».

В стране у пожаров есть два пика: весенний (апрель – май) и летний (июль – август). Весной в основном горят трава и степи. Летом — леса. Причем если раньше на зиму пожары прекращались, то теперь из-за потепления и малоснежности они продолжаются круглый год.

Более 300 лесных пожарных перебросили на север Красноярского края для оперативного реагирования. Источник фото: КГАУ «Лесопожарный центр» / lpcentr.ru

Возгорания часто происходят из-за людей. В недоступных частях страны причиной становятся сухие грозы, когда разряды есть, а осадки не успевают долететь до земли и испаряются.

В Рослесхозе сообщают, что режим ЧС введен в Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе, в некоторых районах Свердловской, Омской областей и Чукотского автономного округа. Еще в 52 регионах введен особый противопожарный режим.

«Введение режимов ЧС позволяет задействовать на стабилизацию лесопожарной обстановки дополнительные силы и резервы различных уровней от муниципального до федерального», — сообщили vot-tak.tv в ведомстве.

По данным «Гринпис», сейчас самые крупные пожары — в Якутии, Чукотке, на севере Урала, в Ханты-Мансийском округе. Неблагоприятная обстановка наблюдается в Приангарье и Иркутской области. В Волгоградской области, Оренбурге, Поволжье горят травянистые территории.

Руководитель пожарного отдела «Гринпис» Григорий Куксин рассказывает, что во многих городах Сибири и Дальнего востока — сильное задымление:

«В этом году это, к сожалению, унесет много человеческих жизней. Потому что сочетается в том числе с эпидемией COVID, которая дает нам большое количество респираторных заболеваний. А задымление всегда дает очень неблагоприятный прогноз для всех людей с респираторными заболеваниями, тем более с такими тяжелыми».

При этом Рослесхоз учитывает только лесные пожары, а «Гринпис», используя снимки, учитывает любые очаги горения, и поэтому у организаций значительное расхождение в данных.

Григорий недавно вернулся с севера Урала. Он рассказывает, что в заповеднике «Денежкин Камень», который создавался для защиты влажных темнохвойных лесов, в этом году случилась экстремальная засуха:

«Несмотря на большую ценность территории, <…> фактически во всем регионе был только один вертолет, который мог обеспечить работу пожарных там. И в те моменты, когда его снимали на другие работы или он должен был уходить на какое-то регламентное обслуживание, все силы, которые там работали, оставались без поддержки. И это, конечно, совершенно ненормально для крупного богатого российского региона, когда такой острый дефицит сил. А случись еще один-два пожара рядом — вообще было бы некому и нечем тушить. К сожалению, такая ситуация сейчас по всей стране».

Лесные пожары по всей России тушат 3 тысячи человек и всего 29 воздушных судов. Григорий Куксин рассказывает, что недостаток ресурсов — одна из главных причин такой катастрофической ситуации. Регионы не получают достаточного финансирования и при этом сами отвечают за тушение. На федеральные власти ответственность не перекладывается.

Еще одна проблема — так называемые зоны контроля — это территории, где возгорания можно не тушить. Эти пожары-отказники — около половины возгораний по стране. Они, по информации «Гринписа», дают около 90% охваченных огнем площадей.

«У нас половина лесов страны относится к зонам, в которых пожары можно не тушить. Просто потому что это экономически не получается, денег не хватает, регионы недостаточно финансируются для того, чтобы тушить все пожары или большинство пожаров, которые возникают».

Активисты уже не в первый раз призвали российское правительство остановить катастрофу, сократить зоны контроля и наконец увеличить финансирование горящих регионов.

«Мы теряем сырье, мы теряем доступные леса, потому что горят леса, в которых есть люди, в которых идет заготовка древесины. <…> Как только мы теряем доступные леса, мы резко увеличиваем в том числе и экономическую нагрузку на и без того бедные лесные поселки, на заготовителей, потому что они будут добывать древесину в более отдаленных лесах. Понятно, что это и природоохранно очень плохо, когда вместо освоенных близких лесов вынуждены вгрызаться в остатки дикой тайги на севере».

Уже не первый год власти просьбы «Гринписа» не слышат. Зато глава правительства Михаил Мишустин объявил, что люди, которые помогают тушить пожары, получат бесплатное питание.

Опасное таяние снегов в Арктике

По данным Гидрометцентра, в первом полугодии 2020-го температура в России — самая высокая за последние 130 лет. С января по июль в Сибири она была на 5°C выше средней, в июне — на 10. Исследователи связывают этот феномен с влиянием людей на природу.

20 июня в якутском городе Верхоянске, который находится севернее Полярного круга и считается полюсом холода (на то же звание претендует поселок Оймякон), и вовсе были зафиксированы рекордные 38°C. Теперь город будет известен как самое жаркое место в Арктике. Разброс температур здесь составил 105,8°С.

Петтери Таалас, генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации (ВМО) заявил:

«Арктика нагревается более чем в два раза быстрее, чем в среднем в мире, что влияет на местное население и экосистемы и имеет глобальные последствия. То, что происходит в Арктике, не остается в Арктике».

В организации говорят, что уже второй год пожары бушуют за Северным полярным кругом. Крайняя их точка находится в 8 километрах от Северного Ледовитого океана.

Пожары в Сибири. Кежемский район Красноярского края. Фото: Юлия Петренко / greenpeace.ru

Главный специалист российского Гидрометцентра Мария Макарова рассказывает vot-tak.tv:

«Дым от пожаров, продукты горения все чаще появляются за Полярным кругом и изменяют состояние климатической системы. В частности, эти продукты горения могут оседать на снег. Снег будет темным, он будет поглощать больше солнечного тепла. Меняется альбедо, то есть отражающая способность снега. Он поглощает больше солнечного тепла и тает. Повышается температура Арктики».

По данным ВМО, весной сибирская жара ускорила таяние льда вдоль арктического побережья России. Сократилась протяженность морского льда в Баренцевом и море Лаптевых. Северный морской путь кажется почти открытым. Это наглядно показывает масштаб глобальных изменений. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) публикует доклад, в котором сказано, что полярные океаны нагреваются. Меняются толщина льда и экосистемы.

Чем сильнее изменения климата, тем масштабнее и страшнее пожары. Чем больше пожаров — тем больше выброс парниковых газов и тем быстрее меняется климат. И так по кругу.

Риск лесных пожаров, по информации Росгидрометцентра, сейчас возрастает не только в России, но и на севере Канады, на Аляске, в Африке, Бразилии, Индонезии. Руководитель пожарного отдела «Гринпис» Григорий Куксин рассказывает, что Россия, США и Канада больше остальных влияют на изменение климата через разрушение ледовой шапки. И везде страдают ценные территории, умирают животные, исчезают их места обитания, гибнут растения.

В 2019 году экономический ущерб от лесных пожаров в России превысил 14,4 миллиарда рублей, заявили в Рослесхозе. Из-за горящей тайги в Красноярском крае, Якутии и Иркутской области был введен режим ЧС. Дым от пожаров окутал города Сибири, Урала, дошел до Поволжья. Площадь возгораний и их количество превысили среднегодовые значения почти в полтора раза. Они стали одними из наиболее масштабных за последние 20 лет. Не исключено, что рекордные цифры будут побиты в этом году.

Арина Бессонова / МП / vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное