vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Владимир Милов: «Решение Путина дать деньги Лукашенко — это идиотизм»

Экономист, бывший заместитель министра энергетики России Владимир Милов считает, что предоставленный Россией кредит в $1,5 млрд для Беларуси является подачкой со стороны Путина. Этим он дает понять, что готов спасать Лукашенко в обмен на уступки, заявил Милов в интервью vot-tak.tv. В реальности для стабилизации экономики необходимо $67 млрд.

— Что этот кредит значит для экономики Беларуси?

— По большому счету, ничего не значит. Это месячное истощение золотовалютных резервов Беларуси. Я не исключаю, что в сентябре белорусскому Нацбанку придется потратить даже больше. Кроме этого Россия требует вернуть до 1 октября больше 300 млн долга за газ, так что часть этих денег пойдет обратно в Россию.

Ну а реально, по моей оценке, с учетом ситуации кризиса ликвидности в банковском секторе и экономических перебоев, которые вызваны политическим кризисом, Лукашенко сейчас нужно 6—7 млрд долларов, чтобы обеспечить себе гарантированный резерв для стабилизации ситуации. Если не больше. То есть Путин ему такими подачками дает понять, что он готов в обмен на что-то его пытаться спасать, но пока Россия не бросилась со всей силы в этот костер. И в целом, конечно, это довольно мало денег по сравнению с тем, что Лукашенко реально нужно.

Мнения
Поклон старшему брату. Грустная колонка Ивана Давыдова о разговоре Владимира Владимировича с Александром Григорьевичем
14.09.2020 21:04

— На что Лукашенко в итоге будет тратить эти деньги?

— Прежде всего, главная проблема сейчас в потенциально серьезной дестабилизации банковской системы. Ставки на межбанковском рынке показывают, что просто нет ликвидности. Паралич банковской системы — мы, в России, знаем, как это бывает, — может остановить всю экономику, которая у них и так очень слабая. Поэтому прежде всего ему нужна эта самая ликвидность сейчас для стабилизации банковского сектора и для поддержки курса. Потому что, я уверен, из-за этой нестабильности курс белорусского рубля продолжит дальше падать. Но еще раз: это капля в море, эквивалент месячных трат резервов на поддержку курса. То есть это в общем ни о чем. А с учетом требования возврата долга за газ реально им останется меньше живых денег. Я не знаю, как Лукашенко будет их расходовать. Может быть, основное направит на стабилизацию банковского сектора. Может быть, на поддержание банковского курса.

Но, с другой стороны, с учетом масштабов всех проблем, Лукашенко сейчас нужно, я думаю, не меньше 10% ВВП, чтобы иметь гарантированный денежный запас на преодоление этого кризиса. То есть не меньше 6 млрд долларов ему надо. Путин ему точно столько не даст, но продолжает манить его и показывать, что готов ему как-то помогать. Я думаю, Путин ждет от Лукашенко каких-то решительных действий по разрешению этого кризиса. Без этого вливать больше денег в Беларусь вряд ли будут.

— Что Путин хочет взамен?

— Конечно, политических уступок. У меня есть ощущение, что у Путина нет конкретного плана, потому что он понимает, что, во-первых, взять под контроль взбунтовавшуюся Беларусь он не может, поэтому и не идет речи о вводе российских силовиков. Путину, конечно, выгоден слабый Лукашенко как ослабленный партнер с открытой переговорной позицией. Но, с другой стороны, я думаю, что пока они не нашли решения. То есть Путин говорит про какие-то конституционные изменения в синхрон с Лукашенко. Но они пока не нашли решения взаимоприемлемого и приемлемого для Путина, потому что ситуация в Беларуси слишком поляризована.

Если бы Кремль изначально не делал так жестко ставку на Лукашенко, ему было бы проще говорить с другой стороной. Но ситуация осложняется тем, что Путин однозначно выбрал Лукашенко в этой ситуации поддержать. Это говорит о том, что, скорее всего, у Кремля нет готового плана, и он ждет от Лукашенко, что он как-то всех в Беларуси «задавит».

Анализ
Сдачи не надо? Как Александру Лукашенко удавалось избежать участи «завскладом»
14.09.2020 15:01

— Будет ли Лукашенко материально стимулировать силовиков?

— В какой-то степени Лукашенко будет эти деньги использовать на стимулирование силовиков. Но в первую очередь у него сейчас другая головная боль — катастрофическая, резко ухудшающаяся ситуация в экономике.

— Это кредит или все-таки подарок из налогов россиян, с которым можно попрощаться?

— Скорее всего, можно попрощаться. Номинально это кредит, но и у России, и ее предшественника Советского Союза огромный опыт кредитования всяких дряхлых режимов, которые потом менялись и ничего не отдавали. Янукович — это самый свежий пример. Там была точно такая же ситуация: массовые протесты, страна не приемлет этого президента и в итоге все заканчивается его уходом. Перед этим мы в них что-то вливаем. После истории с Януковичем наши правительственные чиновники и Минфин категорически сопротивлялись тому, чтобы Путин давал какие-то деньги диктаторам, находящимся в сложном положении. Напомню, государственных денег Мадуро не дали. Год назад Мадуро уехал ни с чем из Москвы. Давала только «Роснефть», которая потом в итоге практически весь долг себе вернула физическими поставками нефти.

Я думаю, что этот кредит в полтора миллиарда долларов — это личное политическое решение Путина. Видимо, Лукашенко удалось как-то его обаять и доложить, что он типа контролирует ситуацию. Но мне кажется, это второй раз те же грабли. Как мы видим, в реальной жизни Лукашенко ничего не контролирует, и этот политический кризис просто так для него не кончится.

— Зачем Путину опять эти грабли?

— Потому что Путину больше некого поддерживать. Они оба в такой ситуации. И Лукашенко некуда больше бежать, кроме Москвы. И у Путина нет другого плана, у него нет резервного варианта для Беларуси. Он очень опасается, что любой другой вариант приведет к демократизации страны и крену в сторону проевропейского курса. Он видит в Лукашенко гаранта того, что Беларусь будет привязана к Москве, и никаких других вариантов не видит. Поэтому даже вопреки сопротивлению минфина принял решение ему денег дать. Хотя это идиотизм, конечно.

Сейчас осталось два варианта. Либо Лукашенко уйдет (я считаю это более вероятным), и тогда вопрос об этих обязательствах повиснет, как с Украиной. Либо, допустим, он как-то останется, но белорусская экономика в настолько слабом состоянии — они же не зря просили обо всех этих реструктуризациях долгов еще до этого кризиса, даже у МВФ клянчили миллиард долларов, — что не в состоянии сгенерировать доход, чтобы нам эти полтора миллиарда вернуть. Скорее всего, в любом случае мы этих денег не вернем.

Оксана Баулина / vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное