vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Я добьюсь справедливости, мама». Нижний Новгород после самосожжения Ирины Славиной

3 октября 2020 года. Маргарита Мурахтаева, дочь редактора «Koza press» Ирины Славиной, проводит пикет у городской скульптуры Козе-Дерезе. Фото: Глеб Беличенко / Vot Tak TV

Нижегородцы весь день несли цветы на место гибели редактора сайта KozaPress Ирины Славиной, а ее дочь ближе к вечеру вышла в одиночный пикет на центральную пешеходную улицу города. Репортаж Глеба Беличенко.

Неизвестные ночью унесли все цветы с места гибели Ирины Славиной, но уже утром лавочка, где покончила с собой журналистка, была густо покрыта свежими розами и гвоздиками. После обеда цветов стало так много, что их стали класть на плитку у скамейки, где до сих пор видны следы гари.

Cкамейка рядом с бронзовым полицейским

Все произошло у здания местного ГУВД. Крепкая серая шестиэтажка обнесена высоким красным забором с острыми зазубринами. Фасад украшает герб МВД, на крыше вяло развивается флаг России. На тротуаре, рядом с парадным входом здания, несколько лет назад установили памятник — символ преемственности органов внутренних дел — милиционеры разных эпох и современный полицейский, все сидят на скамейках. В ногах у скульптур примостились несколько бронзовых голубей и овчарка. Если подойти к памятникам поближе, можно разглядеть чешую, как у крупных рептилий.

Ирина Славина пришла сюда днем 2 октября. Она присела на скамейку рядом с бронзовым полицейским, облилась горючей смесью и подожгла себя. Случайный прохожий попытался потушить пламя, но журналистка оттолкнула мужчину.

3 октября 2020 года. Цветы на месте гибели журналистки Ирины Славиной. Фото: Глеб Беличенко / Vot Tak TV

Накануне у нее прошли обыски. Славина была свидетелем по делу о сотрудничестве с нежелательной организацией. Ее друг, Михаил Иоселевич, основал в Нижнем Новгороде отделение «Церкви летающего макаронного монстра». Мужчина якобы предоставил помещение «Открытой России» для проведения тренингов.

«Сегодня 6:00 в мою квартиру с бензорезом и фомкой вошли 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР, понятые. Дверь открыл муж. Я, будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы», – написала Славина в фейсбуке. Перед смертью она оставила еще несколько постов. В последнем обвинила в своей смерти Российскую Федерацию.

Обзор
«Это не она сожгла себя, ее сожгли все эти люди». Реакция соцсетей на смерть Ирины Славиной
03.10.2020 14:53

Конец терпению

Сотрудники коммунальных служб с черными пакетами озирались то на полицию, то на журналистов, а количество утренних букетов продолжало расти. Тогда они принялись за уборку газона напротив здания МВД.

Ритуал памяти почти у всех пришедших был короткий – положить букет, посмотреть на фотографию. Некоторые женщины плакали и обнимались со случайными прохожими. Один мужчина приклонил колено перед местом кончины Ирины Славиной. Еще один молодой человек принес букет роз и самодельную открытку на немецком. В вольном переводе там было написано «Конец терпению».

3 октября 2020 года. Жители Нижнего Новгорода перед одиночным пикетом дочери журналистки Ирины Славиной. Фото: Глеб Беличенко / Vot Tak TV

Утром в субботу 3 октября одной из первых на место трагедии пришла Светлана Кукина, как и Славина она давно работает журналистом. Переходя на плач, она рассказала, что буквально чуть не сошла с ума, когда на компьютере выскочило уведомление о смерти Ирины.

«Сам факт самосожжения чудовищен, я до сих пор не могу поверить. Мы были коллегами, близкими по духу. Попадали в похожие ситуации. Я знала ее как человека сильного и стойкого. Я была на ее судах, видела “постановки” с этими “статистами”, которые врали и обеспечивали ей административные штрафы и вот этот груз, который ее сломал в конце-концов», – говорит Кукина.

Ее преследовали на официальном уровне и хейтили в соцсетях

Ирина Славина не стеснялась называть вещи своими именами, поэтому рано или поздно ее выдавливали из любой нижегородской редакции. Тогда она открыла свой собственный проект Коzа.Press. Денег он почти не приносил, зато чувствительно «кошмарил» местных чиновников.

На месте гибели Ирины Славиной, 3 октября 2020 года. Фото: Михаил Солунин / ТАСС / Forum

Иван Жильцов из Комитета против пыток вспомнил, что Славина единственная из местных СМИ согласилась сделать материал к 20-му юбилею организации.

«Ее преследовали на официальном уровне и хейтили в соцсетях. У нас все, что с официальной политикой не стыкуется, вызывает неодобрение», – рассказывает Жильцов.

Как это часто бывает в регионах, журналистика Славиной граничила с активизмом, при этом невидимую линию она не преступала. А еще она, по словам знакомых, была талантливым филологом. Славина могла выбрать любую смежную профессию, как это бывает с журналистами, которые уперлись в стену невозможности работать, ориентируясь на внутренние идеалы.

«Ира была самой отважной журналисткой города и региона. Это такая цельность натуры, когда человек не может иначе. Мы с ней последний раз виделись, когда ехали на суд к Саше Пичугину, это еще один наш коллега, попавший под мощную раздачу. Вот, мы ехали на этот суд в области и Ира говорила, как она устала и как она хочет, чтобы ее не волновало то, что происходит. Чтобы ее это не поднимало и не вело. Делать материалы и снова бодаться с теми, с кем она конфликтовала. Я не придала значения этим словам, думала, что слабость».

Пока моя мама горела заживо, вы молчали

В нижегородском офисе Яблока на столе лежит гора букетов, активисты собирают цветы, чтобы отвезти на место трагедии. Политик Алексей Садомовский соглашается, что, кажется, гибель Ирины пока не задела основную массу жителей Нижнего Новгорода:

«К сожалению, это не обманчивое впечатление. Большинство не знает о том, что произошло, так как об этом не расскажут на федеральных каналах. Но внутри общественной повестки это очень сильно изменило мировоззрение многих. Вчера я наблюдал у МВД людей, которых редко встретишь на “оппозиционных” и демократических мероприятиях».

По словам политика, пока что запланированных акций памяти нет, все будет происходить стихийно. Всё будет, все в ожидании даты похорон.

Маргарита, дочка Ирины Славиной, ждать не стала и отправилась на одиночный пикет. Она встала рядом с памятником Козы с плакатом «Пока моя мама горела заживо, вы молчали». Перед тем как выйти на акцию, она написала в фейсбуке «Я добьюсь справедливости, мама».

3 октября 2020 года. Жители Нижнего Новгорода несут цветы к месту гибели журналистки Ирины Славиной. Фото: Глеб Беличенко / Vot Tak TV

Рядом с Козой встали еще несколько пикетчиков, полиция попыталась проверить у них документы. Сотрудники центра Э, легко узнаваемые по характерным признакам, отстояли в толпе всю акцию.

Уличный музыкант, который пел классический репертуар Цоя в конце своего выступления объявил минуту молчания в память об Ирине Славиной.

Глеб Беличенко / Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное