vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Война надолго. Чего хотят украинцы, Залужный и что может сделать Запад?

Для Украины осень — время подведения итогов года. Привычный календарь уступает место военным реалиям — теперь промежуточной точкой служит наступление осенней распутицы, которая, как считается, ставит на паузу проведение больших армейских операций.

В начале ноября в Украине вышло сразу несколько социологических исследований. Одно из них касается перспективы выборов. Напомним, что осенью этого года в стране должны были состояться плановые парламентские выборы, а весной 2024-го — плановые президентские.

Впрочем, общественное мнение в Украине довольно единодушно – 81% респондентов считает, что выборы нужно проводить лишь после окончания войны. Идею выборов во время активной фазы боевых действий поддерживают лишь 16%. Причем регионального раскола в этом вопросе нет — жители юга, севера, запада и востока страны отвечают на этот вопрос примерно одинаково.

Доброволец во время тренировки на полигоне ВСУ в Киеве. Украина, 28 октября 2023 года. Фото: Ozge Elif Kizil / Anadolu / Forum

Провести выборы в условиях войны сложно как с точки зрения безопасности (избирательные участки — готовая мишень), так и с точки зрения логистики (миллионы украинских граждан находятся в странах ЕС). Время от времени в Украине звучат идеи провести выборы онлайн: например, при помощи мобильного приложения «Дія» (украинский электронный сервис госуслуг). Однако сами украинцы к такой идее относятся скорее скептически: 65% против, потому что считают, что это увеличит риски фальсификаций, а поддерживают идею лишь 29%. Если исходить из того, что выборы должны добавить властям легитимности, то подобные настроения в обществе лишают смысла идею парламентской и президентской кампаний.

Впрочем, ничего удивительного. Для украинцев сегодня ключевым измерителем любой темы служит вопрос безопасности. Поэтому, например, идея вступления в НАТО обгоняет в списке приоритетов идею вступления в ЕС почти в два раза (54% и 24%). А само членство в Европейском союзе украинцы тоже оценивают в первую очередь как фактор, обеспечивающий «долгосрочную безопасность страны» (59%).

Осторожность Запада затягивает войну

Осень — это еще и время подведения итогов украинского контрнаступления. Если кто-то ждал окончательной украинской победы уже в этом году — то его ожидания оказались завышенными. Боевые действия рискуют перейти в формат позиционной войны — и об опасности этого сценария главнокомандующий украинской армии Валерий Залужный говорит в серии материалов для журнала The Economist. Он пишет о рисках замедления боевых действий и о том, что Россия воспользуется выигранным временем для восстановления своего боевого потенциала. По словам Залужного, украинской армии нужно новое технологическое оружие, способное переломить ситуацию на поле боя.

Валерий Залужный (в центре) исполняет государственный гимн во время церемонии вручения ордена «Золотая Звезда» семьям героев в Мариинском дворце в Киеве. Украина, 27 сентября 2023 года. Фото: Ukraine Presidency / Zuma Press / Forum

Нынешняя номенклатура военных поставок может обеспечить лишь инерционный формат боевых действий. Бронетехника, снаряды и даже авиация вряд ли способны сами по себе изменить темпы войны и обеспечить в ней перелом. Основным адресатом статьи Валерия Залужного является западная аудитория, что целиком логично, если учесть, что именно страны Запада сегодня выполняют роль украинского тыла и базы снабжения. И все упирается в то, готовы ли они перешагнуть через свои стереотипы и опасения.

Дело в том, что все это время европейцы и американцы чрезвычайно осторожно подходят к вопросу вооружения Украины. Все оружие предоставляется с условием не применять его по российской территории. При этом сторонники такого подхода игнорируют тот факт, что в рамках кремлевской оптики боевые действия уже сейчас идут на «конституционной российской территории». В состав которой Москва еще в прошлом году успела включить четыре украинских области — в дополнение к ранее аннексированному Крыму.

Поэтому для Москвы удары американских баллистических ракет ATACMS по аэродромам в оккупированных Луганске и Бердянске — это уже нападение на то, что в Кремле считают «территорией России». А искусственные ограничения, созданные для украинской армии, приводят к тому, что Россия попросту оттягивает военную авиацию на аэродром в Таганроге в Ростовскую область — фактически делая ее недосягаемой для западных ракет, предоставленных в распоряжение Киева.

Новости
Владимир Зеленский подтвердил, что ВСУ впервые нанесли удар по российским позициям ракетами ATACMS
17.10.2023 19:10

По сути, чем сильнее Запад осторожничает в вопросе вооружения Украины — тем на более долгое время растягивается война. Залужный пишет о том, что в условиях позиционной войны время будет работать на Россию. Украина в нынешней войне — Давид, а не Голиаф, а потому линейное столкновение с одинаковыми типами вооружений рискует привести к тому, что у Москвы эти ресурсы могут закончиться позже. Со всеми вытекающими последствиями.

Украинцы сговорчивее не стали

Одна из особенностей нынешней войны в том, что Москва не считается с потерями. Диктатура может позволить себе не оглядываться на общественное мнение, в отличие от демократии. Поэтому многое будет зависеть от того, что думают про войну и компромиссы сами украинцы.

Выставка захваченной российской техники в честь Дня независимости Украины. Киев, 24 августа 2023 года. Фото: Ercin Erturk / Anadolu Agency / Forum

Долгая война изматывает, но настроения в украинском обществе очень далеки от пораженческих. В октябре 2023 года к территориальным уступкам ради мира готовы лишь 14% респондентов (не готовы к ним — 80%). При этом за полтора года войны динамика в этом вопросе минимальна: в мае прошлого года на схему «территории в обмен на мир» соглашались 10%, не соглашались — 82%. В мае прошлого года 68% украинцев полагали, что дела в стране идут в правильном направлении. В октябре 2023-го такую же позицию разделяет 60%.

Двадцать месяцев войны не сделали украинское общество более сговорчивым в вопросе территориальных уступок. Но эти же двадцать месяцев изменили уровень доверия украинцев к власти и институтам.

Новости
Time: Зеленский чувствует себя преданным западными союзниками
30.10.2023 20:02

Если уровень доверия к армии за полтора года практически не изменился (в 2022-м доверяло 98%, сейчас — 94%), то доверие к президенту, правительству и парламенту просели. Уровень доверия к правительству снизился с 74% до 39%. Больше всего потерял парламент — доверяло 58%, теперь — 21%. Лучший показатель в этом смысле у президента — полтора года назад Владимиру Зеленскому доверял 91%, сейчас — 76%. Попутно растет доля тех, кто считает, что война не должна быть индульгенцией для власти и что чиновников нужно критиковать даже во время войны (с 26% до 70%).

Впрочем, можно допустить, что одним из важных факторов, определяющих общественные настроения, служит вопрос деоккупации украинских территорий. В прошлую зиму украинское общество входило на эмоциональном пике. За 2022 год украинская армия выбила россиян из Киевской, Черниговской и Сумской областей. Деоккупировала остров Змеиный. Провела успешное Харьковское контрнаступление и освободила Херсон. Ожидания в тот момент сводились к тому, что нужно снова дождаться тепла и развивать успех.

Анализ
Без блэкаутов, но с отключениями света. Что ждет украинцев, если Россия возобновит массированные атаки энергосистемы
27.10.2023 06:00

Кампания 2023 года аналогичными по масштабу прорывами не запомнится. В этом году на поле боя шла та самая позиционная война, о которой писал Валерий Залужный в своей статье. Попутно россияне копят ракеты для ударов по украинской инфраструктуре — такой вывод можно сделать из статистики применения оккупантами «Калибров» в последние месяцы.

В любом процессе есть две стадии. Первая — когда ты движешься вперед на мотивации. Когда эмоциональный запал заканчивается — наступает период, когда нужно двигаться вперед на дисциплине. В какой-то мере эта схема актуальна и для нынешнего этапа войны. И многое будет зависеть в этом смысле от Европы и Соединенных Штатов и их стратегии вооружения Украины. Владимир Путин наверняка воспринимает время как своего союзника. Вопрос лишь в том, согласен ли Запад уступить Кремлю этого союзника.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное