vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Преследуют даже на кладбище. Российские силовики усилили облавы на мигрантов в самых неожиданных местах: рассказываем, почему это происходит

Строительные рабочие − мигранты в центре Москвы. Фото: Кирилл Кудрявцев AFP PHOTO / East News

В России ужесточились антимигрантские рейды. Теперь иностранных граждан не просто задерживают, но все чаще избивают: по данным юристки Валентины Чупик, защищающей права мигрантов, физическое насилие со стороны полиции в их адрес выросло в восемь с половиной раз. Облавы проходят даже в мечетях, на кладбищах, во дворах школ и на свадьбах. Иногда людей доставляют в военкоматы. «Вот Так» поговорил с правозащитниками о том, как теперь проходят облавы на мигрантов, каким образом они связаны с предстоящими выборами и почему нынешний призыв в армию стал для мигрантов вереницей повесточных рейдов.

«Мигрантов незаконно задерживают — и в этом году сразу бьют», — рассказывает правозащитница Валентина Чупик, занимающаяся проблемами приезжих в РФ. По ее данным, в отношении незаконно задержанных фальсифицируют протоколы за «неподчинение законным требованиям сотрудников полиции», из-за чего полицейские якобы были вынуждены применить силу, и о мелком хулиганстве:

«132 человека были задержаны в исторической мечети после пятничной молитвы абсолютно без повода. [Мечеть] оцепили, избивали всех, задерживали всех. После этого составили 132 протокола о мелком хулиганстве: якобы мигранты громко нецензурно выражались и размахивали руками на территории мечети. Вы это можете представить?» Против 19 мигрантов, которым сломали руки или нанесли побои, также составили протоколы о неподчинении полиции, добавляет правозащитница.

По ее словам, помимо усилившейся жестокости, применяемой силовиками, увеличилась и география полицейских рейдов. Хотя количество облав, как утверждает правозащитница, не выросло, методы их проведения стали разнообразнее: если в прошлом году силовики ездили по стройкам, общежитиям мигрантов и крупным торговым центрам, то в этом году список мест пополнился кафе, школьными дворами и кладбищами.

«У нас в этом году сплошняком были истории, когда людей просто оторвали от гроба, который они несли, и вынудили бросить гроб на дороге — их всех забрали в полицию», — рассказывает Чупик. Кроме того, она говорит, что в этом году силовики стали «ловить» мигрантов возле ЗАГСа — «Звонят невесты в истерике, потому что им свадьбу срывают».

Правозащитница считает, что такая тенденция объясняется общим разрастанием государственного насилия, а также предстоящими президентскими выборами, «когда власть ищет видимого врага, которого легко победить и за которого не заступятся». Сейчас, по словам Чупик, самый жестокий период с точки зрения государственного давления на мигрантов, за исключением 2014 года — тогда усиление интенсивности полицейских рейдов объяснялось борьбой с экстремистскими исламистскими организациями, чьи агенты могли потенциально находиться в мигрантской среде.

«Повесточные рейды»

Отдельная группа мигрантов, затронутая войной — те, кто недавно получили российское гражданство, а значит, могут быть мобилизованы и отправлены в Украину. По оценкам Чупик, в основном это выходцы из Таджикистана. Осенний призыв на срочную службу еще не закончился, но, как рассказали «Вот Так» правозащитники, он уже поставил рекорд по количеству облав на молодых людей, в том числе недавно вступивших в гражданство России.

Комментарий
«Косвенная мобилизация». Правозащитники рассказали, что этой осенью в России проходит самый жесткий призыв в армию за последние 20 лет
25.11.2023 06:01

Последний известный «повесточный рейд» силовиков произошел 4 декабря на подмосковном складе Wildberries. По данным Shot, пятерых работников сортировочного центра «Белые Столбы» сотрудники МВД и ОМОН увезли в военкомат. Ранее, 30 ноября, также на складе Wildberries в Подмосковье полицейские искали потенциальных солдат-срочников, в том числе новых граждан РФ из числа мигрантов, не вставших на воинский учет. По итогу той проверки в военкомат забрали 10 работников.

Еще одна облава, гораздо более массовая, произошла на складе маркетплейса 24 ноября, в «Черную пятницу». Тогда работа большого логистического комплекса в подмосковной Электростали была фактически парализована — по данным Shot, после проверки в военкомат доставили 105 сотрудников.

18 ноября силовики устроили рейд против посетителей мечети в Балашихе, где у них проверяли документы и «предлагали служить». Похожий случай произошел 14 ноября в воронежском ресторане «Форт». Здесь полиция вручила повестки азербайджанцам, которые недавно получили российские паспорта, но не встали на воинский учет. 20 октября ОМОН устроил облаву на посетителей мечети в Котельниках. Финалист шоу «Перепой звезду» Мамут Усеинов, оказавшийся в числе задержанных, рассказал, что мужчин насильно привезли в военкомат и одним днем отправили на срочную службу:

«Вечером нам объявили, что все должны подписать контракт на год, либо тюрьма. Утром 21 октября на построении я услышал, что мы все будем отправлены на СВО. После возмущения призывников и отказа от контракта я понял, что все же срочную службу по призыву решили предоставить».

По словам правозащитницы Чупик, мигрантов также пытаются вербовать на войну в депортационных центрах в обмен на отмену высылки на родину и в обычных миграционных конторах, обещая «большие деньги» и гражданство России. Однако, говорит правозащитница, практически всегда эти вербовки неудачные.

Рейд в ресторане Воронежа. Скриншот видео

«Один на один с этой чертовой системой»

По оценкам директора организации «Школа призывника» Алексея Табалова, в этом году можно говорить о «спланированной и организованной властями атаке на мигрантов», недавно вступивших в гражданство Российской Федерации.

«Эти граждане являются наименее защищенной категорией и наиболее бесправны, они не могут самостоятельно защищать свои права, не могут рассчитывать на поддержку. Более того, к ним враждебно настроена основная часть российских граждан. Именно этим и пользуются власти», — говорит правозащитник.

Обзор
«Военкоматы прям ох*ели». В Москве возобновились облавы на призывников — теперь они происходят в начале, а не в конце призывного периода
21.10.2023 19:35

Иван Чувиляев, представитель проекта «Идите лесом» (помогает выехать из РФ тем, кто не хочет воевать. — Ред.), также отмечает, что во время двух предыдущих призывов военного времени — осеннего и весеннего — не было большого числа случаев, когда мигрантов «хватали». По его словам, если раньше это были разовые истории, каждую из которых можно было рассматривать в отдельности, то теперь прослеживается тенденция:

«Иностранцев, недавно вступивших в [российское] гражданство, массово хватают: в мечетях, в кафе, на складах. В общем, в местах, где теоретически может быть большое число людей, плохо владеющих русским языком, не знающих своих прав и не имеющих контактов правозащитников, которые живут в России короткое время, находится в отрыве от близких и оказались один на один с этой чертовой системой». Собеседник приводит в пример кейс, когда молодого человека, гражданина Афганистана, который ранее учился в военном училище в одном из городов Сибири, принуждали подписать контракт, и организации «Идите лесом» пришлось его эвакуировать.

С чем еще сейчас сталкиваются мигранты?

В октябре 2023 года депутаты Госдумы предложили запретить приезжим из других стран работать в так называемых наиболее чувствительных социальных сферах по всей России — в медучреждениях, образовательных организациях, торговле лекарствами, в такси и автобусах. Сейчас подобные запреты могут вводить власти регионов самостоятельно. Число субъектов федерации, которые ввели ограничения на работу для мигрантов, приближается к десятку: это произошло в Курганской, Челябинской, Тульской, Калужской, Тюменской, Калининградской, Тверской областях, а также в Якутии и Югре. Они затронули сферы общепита, образования, производства детского питания, найма персонала, торговли алкоголем, табаком и продуктами питания, такси и общественного транспорта.

Одним из последних, в конце ноября, запрет на определенные виды деятельности ввел губернатор Курганской области Вадим Шумков. Он запретил мигрантам работать на производстве детского и диетического питания, в гостиницах, в отделах кадров, в сферах образования, общественного транспорта и такси. Тех, кто уже заняты в этих сферах, с первого января приказано уволить или перевести на другую работу.

Проверка водителя такси в Москве. Фото: Станислав Красильников / ТАСС / Forum

При этом 54% предприятий, как отмечает российский бизнес-омбудсмен Борис Титов, уже жалуются на нехватку кадров, и наибольший дефицит рабочей силы наблюдается в сфере строительства и транспорта. По его словам, предложения ограничить доступ мигрантов к работе «остаются абсолютно нереалистичными, если смотреть на них взглядом экономиста». Как объяснили «Вот Так» в службе такси «Ситимобил», согласно требованиям измененного закона о такси от 1 сентября, большая часть иностранных граждан уже не могут там работать. По словам представителя компании, после введения поправок у них наблюдается большой отток водителей, а дополнительные ограничения приведут только к его увеличению.

В службе такси «Максим» добавили, что в Москве основной контингент водителей составляют как раз мигранты, и в случае введения предлагаемого запрета столица потянет к себе много водителей из регионов. «Такси в этих небольших городах останется совсем мало, оно будет очень дорогое, недоступное большинству людей. А это приведет к росту нагрузки на городской общественный транспорт, который к этому абсолютно не готов», — сказал представитель агрегатора.

Однако, как показывает опыт регионов, где ограничения существуют уже несколько лет, запрет не закрывает мигрантам доступ к работе полностью, благодаря лазейкам в законодательстве. Например, рассказывает Чупик, как только в 2016 году ввели запреты в Тверской области, мигрантам сразу предложили приобретать московские патенты и якобы направлять на работу в Тверскую область, создав «коррупционную кормушку».

Другой аспект антимигрантской политики — политтехнологический, он обычно возникает перед выборами, считает правозащитница Валентина Чупик: «В предвыборные периоды, когда начинаются мигрантофобские кампании, эта проблема сразу начинает больше беспокоить россиян. Но она — искусственная, изобретенная властями, чтобы отвлекать внимание от собственных бесконечных “успехов”, оправдывать коррупцию и дискриминацию».

Алёна Лобанкова​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное