vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Список Вотановского. Военный пенсионер ищет на Кубани могилы погибших на войне в Украине — за это ему угрожают убийством

Работники кладбища ЧВК «Вагнер» в станице Бакинской Краснодарского края опускают гроб в могилу. Фото: «Вот Так»

Бывший волонтер штаба Навального в Краснодаре, подполковник в отставке Виталий Вотановский с начала войны публиковал в своем телеграм-канале фотографии могил погибших на войне россиян — по его постам можно было отследить, как много появляется новых захоронений. 5 февраля активисту позвонил неизвестный: он представился сотрудником ритуального агентства и предложил ему купить место на кладбище — звонивший убеждал, что смерть может наступить внезапно. «Вот Так» поговорил с Вотановским и проанализировал его список.

Первые фотографии могил

Первую свою вылазку на кладбище военный пенсионер Виталий Вотановский из Краснодара совершил в апреле прошлого года, через несколько месяцев после начала российского вторжения. Тогда подполковник в отставке был проездом в поселке Южный Динского района Краснодарского края. Впрочем, на местном кладбище могил военнослужащих он так и не нашел.

В том же месяце Вотановский побывал на другом кладбище — в хуторе Копанском, что в пригороде кубанской столицы. Там бывший волонтер штаба Навального обнаружил ряд свежих захоронений. Над могилами развевались флаги ВДВ и ВМФ. Он их сфотографировал, но выкладывать снимки нигде не стал.

История
История кубанского казака, расстрелявшего в пьяном угаре трех человек. Из тюрьмы он ушел на фронт и погиб — его похоронили как героя
26.01.2023 09:45

Затем на этом кладбище побывали местные журналисты, они нашли там 26 могил военнослужащих, погибших после начала вторжения России в Украину. После того, как информация стала публичной, Виталий опубликовал сделанные им снимки в своем телеграм-канале «Титушки Краснодара» — это был первый пост такого рода.

Летом Вотановский вместе с другом Виктором Чириковым решил отдохнуть на Черном море. Мужчины заезжали на кладбища в поселках, которые встречались им по пути, и искали там могилы погибших военных. Фотографиями находок они делились в телеграм-канале Виталия. Эти посты в том числе использовали независимые журналисты при подсчете потерь российской армии.

Так началась история с уже целенаправленными рейдами Чирикова и Вотановского по кладбищам Краснодарского края.

Виталий Вотановский и Виктор Чириков. Фото: www.kavkazr.com

Сложно отличить мобилизованного от «вагнеровца»

Военный пенсионер объяснил «Вот Так», что они всегда едут «на шару»: просто выбирают маршрут и ищут на картах в населенных пунктах кладбища. Осматривая их, они пытаются найти новые захоронения.

Перед тем, как заехать на кладбище, активисты на своей разбитой «шестерке» останавливаются около уличных торговцев и спрашивают у них, хоронили ли недавно погибших в Украине. Как правило, рассказывает Вотановский, люди охотно идут на контакт и рассказывают, что слышали. По словам активистов, большая удача для них — встретить на кладбище «копачей», то есть тех, кто закапывает и роет могилы.

«Если ты их сумел поймать, обычных чернорабочих, ты получишь всю информацию: где, в каком углу захоронен. Много было таких случаев, когда если бы они нам не помогли, мы бы ничего не нашли. Особенно когда нет венков военных, в цвете триколора, ты даже не заподозришь, что это какой-то военный похоронен», — рассказывает Виталий.

Новости
«Вагнеровцы отрезали его чертовы яйца». CNN опубликовал доклад разведки Украины о ЧВК «Вагнер»
24.01.2023 19:49

Если мужчинам не удается встретить местных, они самостоятельно ищут свежие захоронения с венками и флагами — их видно издалека. Но, сожалеет Виталий, «на флагах у нас экономят».

Могилу кадрового военного можно опознать по фотографии на кресте. Чаще всего мужчины на ней в форме, а сами захоронения украшают венки от воинских частей.

Наемников из ЧВК «Вагнер» различают по венку из черных роз с черным крестом и золотой звездой. Однако такие венки стали появляться только в ноябре, когда «“вагнеровцев” перестали прятать».

Могилы мобилизованных от «вагнеровцев» отличить крайне тяжело, говорит Виталий. Дело в том, что зачастую на кладбищенской фотографии эти мужчины в гражданской одежде, а не военной форме — во время мобилизации многие не успели сфотографироваться «при параде».

Могила военного. Фото: @majdankrd / Telegram

Хоронят как попало

Вотановский и Чириков объездили южную часть Краснодарского края и были в некоторых населенных пунктах Адыгеи. До севера Кубани мужчины еще не доезжали, поэтому информацию о захоронениях там Виталий брал из СМИ и сообщений местных властей.

«В Кущевке мы не были, в Крыловском не были. Может, там еще больше могил, а никто этого не знает, потому что мы туда не ездили. Данные по захоронениям там — это информация, взятая из СМИ. Я дальше Павловской не ездил», — объясняет активист.

Побывав на кладбищах в разных городах и селах, Виталий сравнивает, где погибших военных хоронят с почестями (и, соответственно, их могилы проще опознать активистам), а где — без них. Оказалось, что ответственнее всего к убитым солдатам относятся в Адыгее.

история
«Идет священная война». Петербуржцев обзванивают от имени ЧВК «Вагнер», зазывая воевать против «фашиков»
08.01.2023 13:14

«Там практически у всех, в 80–90 процентах случаев, четко три венка: военкомат, город и республика. У нас [на Кубани] кто как попало хоронит. Не факт, что администрация положит веночек», — рассказывает Вотановский.

При этом кладбище в столице Адыгеи, как говорит Виталий, «самое херовое».

«Непонятно, в каком порядке [захоранивают]. Все через одно место. Вроде венки от администрации есть, от военкомата все есть, но похоронены как попало», — объясняет мужчина.

Более 700 погибших на Кубани и в Адыгее

Могилы военных Вотановский не только фотографирует, но и ведет их строгий учет. В Excel-таблицу активист записывает ФИО погибшего, его даты рождения и смерти, а также населенный пункт, где было найдено захоронение.

В эфире «Белсата» Вотановский рассказывал, что в его списке — более 700 имен погибших. Виталий передал данные корреспондентке «Вот Так».

Всего список насчитывает 701 имя. 155 захоронений Вотановский обнаружил на кладбище ЧВК «Вагнер» в станице Бакинской Краснодарского края.

Корреспондентка «Вот Так» посетила это место в конце декабря. На тот момент там было 48 могил, только одна из них принадлежала жителю Краснодарского края. Редакции удалось установить, что на «вагнеровском» кладбище хоронят завербованных зэков со всей страны.

Репортаж
Недолго музыка играла. Корреспондентка «Вот Так» побывала на кладбище ЧВК «Вагнер» в Краснодарском крае
26.12.2022 12:05

На территории Адыгеи Вотановский нашел 56 могил. Также в его список попали двое военных, информация о гибели которых появлялась в кубанских СМИ, но по факту их похоронили в Ростовской области и в Северной Осетии.

Из данных Вотановского следует, что в Краснодарском крае за время войны похоронили как минимум 485 военных, погибших в Украине (это цифра не учитывает наемников, которые захоронены на кладбище ЧВК «Вагнер»). Это в разы больше, чем сообщали местные власти: по последним подсчетам «Кавказского узла», с момента начала боевых действий представители власти рассказали о гибели 82 кубанцев.

Больше всего захоронений Вотановский нашел в Краснодаре (64), Новороссийске (38), Анапе, Ейском районе (по 26), а также в Курганинском районе (20).

«Там, где больше всего могил — там воинских частей больше. Количество могил показывает степень милитаризованности населенных пунктов», — считает Виталий.

Так, например, он объяснил большое количество захоронений в Ейском районе — в муниципалитете много воинских частей.

От 18 до 62

Самому младшему погибшему из списка Вотановского, Михаилу Иванову из станицы Брюховецкой, было всего 18 лет. Девятерым — 19. Большинство мужчин погибли в возрасте 33 лет. Таких могил в списке Вотановского 27. Еще по 26 человек были убиты в 27 и 37 лет.

Самые старшие среди погибших — Александр Прокошев из Темрюка и Валерий Михайлов из Майкопа. Они успели дожить до 62 лет. У 138 человек возраст неизвестен.

Новости
RT заявил о возвращении с фронта более сотни заключенных, завербованных ЧВК «Вагнер»
13.01.2023 19:51

Виталий отмечает, что 62 года — далеко не верхняя граница по возрасту погибших. Так, в Тихорецке он застал похороны 70-летнего мужчины. Люди, которых Вотановский встретил около могилы, рассказали, что пенсионер погиб на войне.

«Я не стал его публиковать, потому что ни один здравомыслящий человек не может поверить, что в 70 лет можно ехать воевать в Украину», — объясняет активист.

Также на краснодарском кладбище на так называемой «Аллее героев» в 2022 году похоронили троих мужчин в возрасте почти 60 лет. На фотографиях они в военной форме, но вносить их в список Виталий тоже не стал, потому что не смог доказать, что они погибли именно в ходе нынешних боев.

Последний день

Дата смерти сотни погибших неизвестна. По остальным можно вывести некоторые закономерности. Так, больше всего человек погибли 25 ноября. Все они похоронены на кладбище ЧВК «Вагнер».

«25 ноября погибли восемь человек: это базу “Вагнера” накрыли. У “Вагнера” есть три даты характерные. Самая крупная — 25 ноября, в тот день многие погибли», — рассказывает Вотановский.

В первый день российского вторжения в Украину, 24 февраля, погибли семеро. Еще столько же были убиты 11 марта, 8 и 27 октября, а также 7 ноября.

«Вот Так» проанализировал даты смерти на всех могилах из списка Вотановского и составил график. По нему можно понять, когда российская армия, в рядах которой были жители Адыгеи и Кубани, и ЧВК «Вагнер» понесли крупные потери.

Маленькие шажки

В сентябре прошлого года, во время очередной вылазки, Вотановского и Чирикова задержали. Мужчины провели в отделе полиции почти три часа. Их опросили, а затем отпустили — обошлось без протокола.

«А какое может наказание за прогулки по общественным местам в виде кладбища?» — задает риторический вопрос Виталий.

Впрочем, кубанские провластные журналисты и авторы анонимных телеграм-каналов регулярно пытаются найти для Вотановского подходящую статью Уголовного кодекса. Так, некоторые из них предполагают, что публикация фотографий с могилами погибших и тем более их подсчет — это якобы разглашение государственной тайны, и в то же самое время — дискредитации российской армии.

Военный пенсионер иллюзий на этот счет не питает: по его словам, он понимает, что в нынешней ситуации даже прогулки по кладбищу могут закончиться уголовным преследованием. Пока что дело ограничивается угрозами от неизвестных людей.

«Опасно, да. У нас вообще все в стране опасно. У нас думать в стране опасно и размышлять. Иметь свою точку зрения — вдвойне опасно. Если ты думаешь — ты уже преступник. У меня было четыре обыска, по делу ФБК арестовали 75 миллионов, заблокировали все электронные счета, карточки. Вопрос — чего мне бояться? Ну, я жду обысков. Четыре обыска было, думаю, пятый скоро будет», — говорит Вотановский.

История
В «Вот Так» обратилась мать, разыскивающая сына-«вагнеровца». Мы убедились, что это фейк
12.01.2023 19:06

Виталий объясняет, что не собирается прекращать вести подсчет убитых российских солдат в Украине. По его словам, он делает это для того, чтобы «в стране была справедливость».

«[Моя задача —] показать людям, что страна у нас несправедливая, и то, куда она полезла, несправедливо со стороны Российской Федерации. Какими-то мелкими шажками надо показывать, где она находится. Кто-то, увидев, сколько погибших скрывают власти, поумнеет», — надеется Вотановский.

Екатерина Соловьёва для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное