vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Занялся самообразованием — значит, экстремист». Беларусские школы захлестнула новая «охота на ведьм»

Деловая игра «Суд над экстремизмом» в детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок». Фото: zubronok.by

В Беларуси детские образовательные учреждения заточены на борьбу с «экстремизмом». Теперь в школах страны проводят символические суды над «экстремистами». Памятки о том, как распознать таких людей, как не попасть в их ряды и что делать, если экстремисты повстречаются, — размещены на интернет-странице практически каждой школы. По словам источника «Вот Так» среди сотрудников одной из беларусских школ, первыми, кто должен реагировать на «экстремизм», являются учителя: они посвящают борьбе с этим явлением классные часы, мониторят соцсети учеников в поисках запрещенного контента, а в случае его обнаружения обязаны информировать силовиков.

Дети судят «экстремизм»

В начале декабря 2023 года на странице детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок», который расположен на территории Национального парка «Нарочанский» в Минской области, появилась информация о мероприятии, вызвавшем большой резонанс в независимых беларусских СМИ. Старшеклассники из профильного отряда «Клуб будущих избирателей» провели деловую игру под названием «Суд над экстремизмом».

Организаторы постарались сделать мероприятие максимально похожим на реальное. Одетые в деловом стиле дети и учитель обществоведения Игорь Новиков в судебной мантии старательно исполнили роли участников реального процесса: судьи, секретаря, прокурора, адвоката, свидетелей, потерпевших, экспертов, присяжных заседателей (хотя в Беларуси суда присяжных нет).

Деловая игра «Суд над экстремизмом» в детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок». Фото: zubronok.by

Как следует из информационной заметки, самому мероприятию предшествовала тщательная подготовка: школьники заполнили анкеты «Что вы знаете и думаете об экстремизме?», изучили материалы по данной теме и соответствующие законодательные акты Республики Беларусь, а также заранее подготовили свои выступления. Целью организаторов было «формирование устойчивой отрицательной позиции по отношению к проявлениям экстремизма у учащихся», поскольку «знание этого важного вопроса на сегодняшний день является обязательным для каждого».

До массовых протестов против фальсификации президентских выборов, которые охватили страну в августе 2020 года, термин «экстремизм» имел очень нишевый характер и относился в основном к маргинальным радикальным движениям и их последователям. После 2020 года «экстремистами» стали все противники Лукашенко.

История
«Проще было бы весь язык объявить экстремистским». Почему в Беларуси не говорят по-беларусски?
03.12.2023 06:23

Для борьбы с ним был значительно переработан и расширен действовавший с 2007 года закон «О противодействии экстремизму», в Уголовном кодексе РБ появились новые статьи, а республиканский список экстремистских материалов за последние три года вырос более чем в 10 раз и практически ежедневно продолжает увеличиваться.

Флэшмоберы и прочие экстремисты

«Вот Так» изучил интернет-страницы десятков школ, практически на каждой из них можно найти специальный раздел, посвященный «профилактике и борьбе с экстремизмом». Информационные материалы варьируются от сухого копирования государственных законодательных актов до попыток их самостоятельной интерпретации и рассуждений на тему новой общенациональной угрозы.

Идеологи средней школы № 3 города Сморгони считают, что экстремизм — это «стремление разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности», «преступный и не имеющий оправданий вызов обществу», а молодежь от него можно отвадить «мерами воспитательного и пропагандистского характера».

Профилактика экстремизма и терроризма в Государственной академии ветеринарной медицины в Витебске. Беларусь, 2023 год. Фото: vsavm.by

В Заполянской средней школе Ивацевичского района обучаются всего 60 человек, однако даже здесь профилактика экстремизма среди школьников — в приоритете. Специальная памятка для родителей содержит признаки того, что ребенок начал превращаться в экстремиста: «манера поведения становится значительно более резкой и грубой», «резко изменяется стиль одежды и внешнего вида», «на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания», «подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению».

В Лешницком УПК детский сад — средняя школа Березинского района большую угрозу видят во «флэшмоберах». Чтобы искоренить экстремизм среди учащихся, учителям дают несколько рекомендаций. Например, «углубленно изучать историю Великой Отечественной войны», «организовать театральную постановку “Суд над хулиганством”», «провести диспуты на тему “Международный экстремизм” и “Движение скинхедов”», устроить благотворительный концерт для ветеранов.

История
Пропаганда для самых маленьких. В школах Беларуси начнут изучать «Геноцид белорусского народа» — про зверские убийства расскажут даже первоклассникам
16.11.2023 15:09

Идеологи некоторых учебных заведений составляют трудночитаемые компиляции из законодательных актов, словарных определений и отрывков, предположительно, из российских научных трудов или учебных пособий по этой теме. В них нередко можно встретить отсылки к «социальной среде, в которой живут молодые россияне» и нетерпимости экстремистов к определенным категориям граждан России.

Вместе с тем они сообщают и об «особом», не похожем на другие, беларусском «экстремизме», который выражается в «активной деструктивной деятельности многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений».

Дошколята тоже в теме

Виртуальные информационные «уголки» на тему экстремизма в некоторых случаях добираются даже до сайтов детских садов. Например, детский сад №40 города Гродно настоятельно рекомендует законным представителям детей «задуматься и сказать “нет” экстремизму», а также одному из его «порождений» — тоталитаризму. Детский сад № 108 города Гомеля посетили офицеры милиции, которые провели беседу с сотрудниками учреждения по вопросам противодействия экстремизму и терроризму (фотоотчет доступен на сайте дошкольного учреждения). С законом о противодействии «опасным явлениям» родители детей, посещающих детский сад в деревне Залесье Кобринского района, могут ознакомиться прямо на его интернет-странице.

Борьба беларусских педагогов с потенциальной опасностью среди детей не ограничивается наполнением школьных веб-сайтов. Как сообщили «Вот Так» родители некоторых учеников, у отдельных классных руководителей тема «экстремизма» становится одной из ключевых для обсуждения на классных часах, в школы приходят работники милиции и выступают перед учениками в актовых залах, причем участие в таких мероприятиях обязательно. Иногда детей выводят на экскурсии в тюрьмы и следственные изоляторы — как недавно старшеклассников средней школы № 28 города Бреста.

Учащиеся школы № 28 города Бреста во время посещения ИК-7. Беларусь, 2023 год. Фото: Образование Московского района г. Бреста / Telegram

За неделю до этого управление Следственного комитета по Брестской области посетила группа студентов Брестского государственного технического университета, а в официальном отчете указано, что среди обсуждаемых вопросов было «недопущение деятельности экстремистского характера».

По словам источников «Вот Так», в школах именно на учителей возлагается функция первого ряда борцов с экстремизмом. Они должны заниматься мониторингом соцсетей учащихся и в случае обнаружения запрещенного контента информировать вышестоящее начальство. За каждой школой закреплены кураторы из силовых структур.

Телефоны на стол

Родители учеников, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Вот Так», утверждают, что с каждым годом борьба с экстремизмом становится все более навязчивой и агрессивной. Вплоть до того, что детей даже принуждают шпионить друг за другом.

«У меня ребенок ходит в пятый класс. В школе от всех этих экстремизмов уже просто не продохнуть. Они уже стали вечной темой, которую поднимают и по поводу, и без повода — тут как кому повезет. У кого классный руководитель нормальный (представляете, такие до сих пор остаются), тем просто для галочки скажет сухо пару фраз на классном часу и проехали. А есть вредные, не классные, а политруки — вот они просто черти. Моему дитёнку, считай, повезло, говорит, но в душу и телефоны не лезет.

А есть в школе те, кто только этим и занят. Приходят подружки и рассказывают, что классная каждую неделю заставляет показывать телефоны. Не знаю, что там у детей найти можно. Знаю, что классных [руководителей] заставляют мониторить соцсети своих учеников и посылать сигналы ментам или гэбистам, которые к школе прикреплены, если не дай бог что-то не то увидят. Я не слышала, чтобы у кого-то из-за этого были проблемы, но я тоже всего не знаю», — рассказала мама одного из учеников.

Обзор
Рост списка экстремистских материалов в Беларуси не остановить: за 3 года он увеличился более чем в десять раз и продолжает расти
27.10.2023 06:18

В разряд экстремистской литературы попали и произведения многих классиков беларусской литературы, которые раньше изучались в рамках школьной программы или были доступны в школьных библиотеках. Еще в прошлом году их список поступил в школьные библиотеки, от работников которых потребовали убрать эту литературу с полок. А уже этой осенью экстремистским признали двухтомник беларусского писателя XIX века Винцента Дунина-Марцинкевича, с произведениями которого еще совсем недавно знакомились школьники.

Иван Лысюк

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное