vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Белорусский полк Калиновского воюет в Украине, вокруг него же разгорелось пиар-сражение

Полгода назад команда Светланы Тихановской, белорусского демократического лидера в изгнании, сделала крен в сторону жесткого сценария смены режима в стране. Был создан Объединенный переходный кабинет (ОПК) с «силовыми министрами». Но люди Тихановской, кажется, проиграли соревнование за симпатии полка белорусских добровольцев имени Кастуся Калиновского (ПКК) оппозиционному патриарху Зенону Пазьняку. Тот теперь пытается создать де-факто альтернативный политический центр противников Александра Лукашенко.

Сам Лукашенко раз за разом поминает ПКК, воюющий в Украине против Москвы, недобрым словом. Киев ведет с полком и вокруг полка свою игру. А недавно калиновцев публично просклонял и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Короче, вокруг ПКК разгорелись нешуточные политические страсти.

Калиновцы как надежда на свержение Лукашенко

Шесть месяцев назад Тихановская объявила о создании ОПК с «министром обороны» Валерием Сахащиком, бывшим командиром брестской десантно-штурмовой бригады, который перешел в оппозицию Лукашенко.

Поскольку прежние попытки команды Тихановской инициировать национальную забастовку или принудить режим к переговорам не увенчались успехом, ее окружение стало все активнее артикулировать лозунги смены власти в Минске отнюдь не бархатным путем, как это пытались сделать участники массовых протестов в 2020-м. Протестовали же как раз потому, что миллионы (судя по всему, большинство) сенсационно проголосовали за домохозяйку Тихановскую, а ЦИК объявил о якобы сокрушительной победе бессменного вождя.

 

Баннер с рекламой избирательной компании Светланы Тихановской на улице в Минске, 29 июля 2021 года. Фото: Celestino Arce Lavin / Zuma Press / Forum

За два с половиной года эмиграции имидж Тихановской, однако, несколько потускнел, в адрес ее команды посыпалась критика: деклараций, мол, много, а режим стоит скалой, его вождь и в ус не дует. Вон даже многодневное турне в Эмираты и Зимбабве устроил, не боясь, что в это время враги поднимут новый, как он выражается, мятеж.

Тем временем славу на полях сражений против кремлевской агрессии в Украине снискал тот самый ПКК. И оппозиционные политики стали соревноваться за его симпатии, так как именно это вооруженное формирование в глазах многих противников Лукашенко стало выглядеть главной надеждой на его свержение. Вот, мол, разгромят имперцев в Украине и двинут победоносным походом на Минск.

Москва тоже «заметила» ПКК

На самом деле все не так просто. Во-первых, сюжет войны в Украине по-всякому может повернуться. Во-вторых, есть ряд свидетельств того, что Киев, стремясь любой ценой предотвратить появление еще одного фронта, ведет с Минском закулисную дипломатию и даже тайно лоббирует в Брюсселе невключение режима Лукашенко в новые санкционные пакеты.

ПКК же — часть Вооруженных сил Украины. И велики сомнения, что ее руководство когда-либо даст отмашку на вторжение этой боевой единицы в Беларусь. Скорее, калиновцы (которые действительно проливают кровь, показывают себя героями), кроме всего прочего, используются как страшилка для Лукашенко: мол, если будут резкие движения с твоей стороны — пустим в ход и этот инструмент. Политика — дело циничное.

Бойцы белорусского полка Калиновского. Фото: @belwarriors / telegram

Москва же долго в упор не замечала ПКК. Понятно, не хотелось ломать миф, публично признавать, что часть «братьев-белорусов» не просто настроена против агрессивной политики Кремля, но и дает ей бой в буквальном смысле. Однако на днях Лавров выказался в том духе, что Киев, мол, пригрел на груди змею в виде ППК, и Лукашенко понимает-де, что с украинскими властями каши не сваришь.

На самом деле это прозвучало как слегка припудренное предупреждение правителю Беларуси, чтобы не вздумал играть с Владимиром Зеленским и его людьми в закулисные игры (Лукашенко недавно проговорился, что Украина якобы предлагает пакт о ненападении).

Белорусская оппозиция занялась перетягиванием каната

Однако эти игры между Киевом и Минском явно имеют место и будут продолжаться. Поскольку влезать еще глубже в военную авантюру и особенно посылать свою армию в бой против ВСУ Лукашенко категорически не хочет.

В свою очередь, и он использует тему ПКК как страшилку — уже для своих сограждан, в подкорку которых зашито неприятие любой войны. Смотрите, мол, вконец осатаневшая оппозиция хочет ввергнуть наш островок стабильности в гражданскую войну, кровавый хаос.

Штабы и отдельные фигуры белорусской политической эмиграции тоже устраивают вокруг ПКК танцы с бубном. Заручиться расположением этих бойцов, с их ореолом сакральной славы в глазах немалой части противников режима Лукашенко, означает сразу резко поднять свои политические акции.

Сейчас похоже на то, что это соревнование выиграл давно известный жесткой антиимперской риторикой Пазьняк, ветеран оппозиции, которого многие записали уже в сбитые летчики. Но 78-летний Пазьняк, приехав в Бахмут, почти на передовую, эффектно снялся там в бронежилете и каске — и вообще явно покорил сердца калиновцев, среди которых царит негативное отношение к Тихановской и ее ОПК: мол, там имитаторы, а вот мы — реальная сила, способная сломать хребет и белорусской диктатуре.

Зенон Пазьняк (в центре) в Бахмуте, Украина. 30 января 2023 года. Фото: @belwarriors / telegram

Теперь Пазьняк в альянсе с калиновцами собирается создавать ни много ни мало Совет безопасности — военно-политическую структуру «с целью защиты национальных интересов Беларуси в условиях войны в Украине и оккупации Беларуси РФ».

Де-факто это выглядит как заявка на альтернативный политический центр противников нынешней белорусской власти. С Тихановской и ее окружением Пазьняк и его люди явно каши не сварят. Но и перетянуть на свою сторону большую часть демократических сил вряд ли смогут. Пазьняк, по мнению многих, зациклен на поиске врагов, агентов, он скорее разрушитель, чем интегратор. Поэтому велика вероятность, что кризис, раздрай в белорусской оппозиции — которую Лукашенко частично пересажал, а частично выдавил за рубеж, откуда много не сделаешь, — лишь усилится.

А когда в оппозиционной среде начинается перетягивание каната, верхушка режима только потирает руки. В свое время его спецслужбы успешно раскалывали старую оппозицию, на руку диктатуре и междоусобицы в теперешней оппозиции 2.0.

Сломать хребет обоим режимам

При этом чудодейственной стратегии победы над режимом Лукашенко нет ни у кого. Тот смог задушить протесты и сковать страну страхом за счет жесточайших, невиданных в послевоенной Европе репрессий. До поры до времени оппоненты твердили, что построить Северную Корею в центре Старого Света немыслимо, но Лукашенко, кажется, всерьез вознамерился опровергнуть этот стереотип. В КНДР же, как известно, хоть мрут с голоду, но восстать против тамошнего «любимого руководителя» и не помышляют: против лома нет приема.

В Беларуси царит атмосфера махровой реакции, политического террора. Желающих бросаться на амбразуру режима без шансов на победу найти трудно. В таких условиях влияние политической эмиграции минимально, ее прожекты повисают в воздухе.

Но главная опора Лукашенко — Кремль. И даже если бы в 2020-м протест победил, то Владимир Путин (теперь это легко смоделировать) почти наверняка ввел бы в Беларусь войска для спасения союзника от «мятежа марионеток Запада». И в белорусском случае ресурса для сопротивления было бы гораздо меньше, чем в украинском.

Все эти моменты сегодня важно понимать и украинцам, часть которых в эмоциональном запале склонна всех белорусов считать соагрессорами, отождествлять народ с режимом.

На самом деле у желающих свободы белорусов и украинцев общий враг — сорвавшаяся с катушек империя. От сюжета войны в Украине действительно во многом зависит и судьба перемен в Беларуси. Так что всем, кто против имперского разбоя, самое время унять разборки и поднять на щит лозунг «за нашу и вашу свободу».

 

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное