vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Ось Москва — Тегеран. Роман Попков — о том, как протесты в Иране влияют на войну в Украине

Протестующий пишет лозунг «Смерть диктатору!». Тегеран, Иран. 28 сентября 2022 года. Фото: SalamPix / ABACAPRESS.COM / Forum

Россия и Иран продолжают развивать военно-техническое сотрудничество. Ось Москва – Тегеран становится все более опасной и для Европы, и для Ближнего Востока. Разрушить эту ось может только народ Ирана, уже пять месяцев пытающийся свергнуть режим Исламской республики.

Су-35 и С-400 в обмен на дроны-камикадзе

Россия и Иран плотно сотрудничают в военно-политической сфере с 2015 года, когда Кремль принял решение о военной интервенции в Сирию для спасения Башара Асада. В сирийской гражданской войне Москва и Тегеран стали союзниками, поддерживая всеми силами армию дамасского режима. Но по-настоящему тесное военное сотрудничество начинается именно сейчас. В ходе войны с Украиной Россия столкнулась с острой нехваткой ударных беспилотников, барражирующих боеприпасов (так называемых дронов-камикадзе) и ракет практически всех типов. В этих условиях Иран стал главным поставщиком ударных средств для армии РФ. Иранские дроны-камикадзе Shahed 136 стали одним из основных инструментов воздушного террора против Украины и уничтожения ее гражданской инфраструктуры.

Естественно, Иран хочет от России в обмен на эти критически необходимые поставки не только денег, но и ответной военно-технической помощи. Военно-промышленный комплекс Ирана силен в производстве дешевых, технологически незамысловатых дронов. Необходимые западные технологии иранцы получают в обход действующих против них санкций. Например, в третьих странах они закупают приемники от американской компании Texas Instruments — их обнаружили в Shahed 136, сбитых на территории Украины. Но Ирану не под силу создание сложных образцов вооружений — современных самолетов и комплексов противовоздушной обороны. И здесь крайне важно сотрудничество с Россией.

Иранский дрон-камикадзе Shahed 136, запущенный российскими военными силами, в небе над Киевом, Украина. 17 октября 2022 года. Фото: Reuters / Forum

Официальный Тегеран уже подтвердил заказ на закупку новейших российских истребителей Су-35. Исламская республика может получить до 24 таких самолетов, которые изначально предназначались для Египта, но так и не были поставлены из-за американского противодействия.

Обзор
Иранцы и индийцы. Кто заменит России европейских туристов
01.12.2022 10:12

Поставки российских самолетов в таких количествах хоть и усилят иранские ВВС, но все же не смогут коренным образом изменить расстановку сил в небе Ближнего Востока. Иранская военная авиация в целом значительно уступает основным конкурентам Исламской республики в регионе — Израилю и Саудовской Аравии, вооруженным западными машинами F-35, F-15 и F-16 и Eurofighter Typhoon. Основа ВВС Ирана — устаревшие F-4, F-5 и F-14, поставленные еще при шахском режиме, и китайские копии еще более устаревших советских МиГ-21. Чтобы качественно изменить баланс сил в сфере военной авиации, Ирану нужны многие десятки и даже сотни современных российских самолетов. Но российская промышленность совершенно не способна справиться с задачами такого масштаба.

Куда опаснее поставки из России в Иран российских комплексов ПВО, в первую очередь С-400. Самый серьезный ограничитель военных амбиций Ирана — его уязвимое небо. Израильская авиация способна без потерь преодолевать слабую иранскую ПВО и наносить удары по тем военным объектам Исламской республики, которые могут быть сочтены потенциально опасными. Но при помощи России Иран может если не полностью закрыть свое небо, то, во всяком случае, сделать риск потерь для израильской авиации неприемлемо высоким.

Запуск ракеты из зенитного военного комплекса С-400 «Триумф» во время учений в Астраханской области, Россия. Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Forum

Сейчас у мирового сообщества нет инструментов, позволяющих разрушить опасную ось Москва — Тегеран: это под силу самому только иранскому народу. Несколько месяцев он пытается свергнуть режим Исламской республики.

Протесты, казни и убийства карателей

Протесты в Иране продолжаются уже пятый месяц: они начались 17–18 сентября 2022 года после похорон Махсы Амини — девушки, которая скончалась после того как ее избили сотрудники «Назидательного патруля». За это время режим Исламской республики столкнулся с самым серьезным внутренним вызовом за 43 года своего существования и перешел от стандартных полицейских мер по разгону демонстраций к главному доводу тирании — казням задержанных протестующих. На сегодняшний день казнено не менее четырех участников уличных акций, еще несколько человек приговорены к смерти, 109-ти арестованным, по данным Iran Human Rights, может грозить смертный приговор в ближайшее время. В целом в ходе подавления протестов к началу января силовики убили на улицах иранских городов 481 человека, в том числе 64 ребенка и 35 женщин.

Аналитики сейчас по-разному оценивают перспективы иранской революции. Например, Вloomberg уже анализирует роль грядущего демократического Ирана в расстановке сил на Ближнем Востоке и прочих геополитических раскладах будущего. По мнению авторов издания, свободный Иран имеет огромный потенциал развития, и если бы в 1979 году в стране не утвердился агрессивный клерикальный режим, уровень развития Ирана был бы сейчас сопоставим с южнокорейским. Отсюда журналисты делают вывод, что после падения Исламской республики Иран может стать экономическим лидером Ближнего Востока.

Новости
Российские силовики расскажут властям Ирана, как подавлять массовые протесты
14.12.2022 16:04

Куда пессимистичнее на будущее Ирана смотрит израильское издание Haaretz. По мнению ее обозревателя, иранское общество запугано казнями. «Страх перед казнью или заключением в тюрьму “Раджаи Шахр”, где приводятся в исполнение смертные приговоры, уже сыграл свою роль, и протесты начинают ослабевать. На улицы выходит все меньше людей, а в ряде городов демонстранты уже не захватывают городские площади. Поэтому режим может зафиксировать успех в подавлении еще одного движения, угрожавшего его стабильности», — пишет Haaretz. Впрочем, издание подчеркивает, что «затаенная злоба никуда не делась, иранцы ждут следующего извержения».

Пожар, возникший в результате бунта в тюрьме Эвин, известной жестоким обращением с политическими заключенными. Тегеран, Иран. 16 октября 2022 года. Фото: SalamPix / ABACA / Abaca Press / Forum

Злоба в отношении государственного репрессивного аппарата у иранцев действительно велика. В течении последних месяцев революционеры убили ряд офицеров Корпуса стражей исламской революции — главной силовой опоры режима. Так, в октябре 2022 года в городе Захедан застрелили полковника (по другим данным, бригадного генерала) Мехди Моллашахи, который командовал 110-й бригадой войск КСИР «Салман», и служившего в этой же бригаде Джавада Кейха. Погибшие сотрудники КСИР возвращались домой со службы, когда по ним открыли огонь из автомата.

Еще один сотрудник КСИР погиб в результате перестрелки в провинции Курдистан, где постепенно разворачивается вооруженное сопротивление Тегерану. В ноябре иранские власти сообщили об убийстве революционерами полковника КСИР Надера Байрами, старшего офицера военной разведки в Корпуса. Кара обрушивается не только на сотрудников КСИР — протестующими также был насмерть забит полковник полиции Хасан Юсефи. Нападения на силовиков продолжились и в 2023 году — об убийстве очередного сотрудника КСИР сообщило в начале января агентство IRNA со ссылкой на командующего Корпуса в городе Исфахане. 3 января «в результате теракта» в Тегеране был убит офицер КСИР, прикомандированный к проправительственному ополчению «Басидж» (структурная часть Корпуса). По офицеру выпустили четыре пули с близкого расстояния. Это далеко не полный список уничтоженных силовиков, и он продолжает пополняться.

Новости
Власти Ирана объявили о возможности пересмотра закона об обязательном ношении хиджаба
04.12.2022 08:36

Иранские протестующие демонстрируют полное отторжение той модели государственности, которая сложилась после исламской революции 1979 года. Они отрицают государственную символику клерикального режима, выходят на улицы под старым государственным флагом шахского Ирана с изображением льва и солнца. Во время Чемпионата мира по футболу в Катаре иранские болельщики заявляли своей сборной: «Флаг, который вы носите на груди — не наш флаг. Гимн, который вы поете — не наш гимн».

Иранская болельщица держит футболку в память о Махсе Амини на стадионе перед матчем в Катаре. Позже футболку и протестный плакат отобрала охрана стадиона. 25 ноября 2022 года. Фото: DYLAN MARTINEZ / Reuters / Forum

Впрочем, многие иранцы и вовсе отказались болеть за сборную Исламской республики — тысячи людей ликовали на улицах иранских городов, когда национальная команда проиграла в матче с США. Это довольно яркое свидетельство мировоззренческих перемен в обществе: более 40 лет официальная пропаганда внушала народу мысль о том, что США — абсолютный, экзистенциальный враг.

З января была очередная годовщина убийства американскими военными знаменитого генерала КСИР Касема Сулеймани, из которого иранская правящая верхушка лепит трагическую фигуру павшего национального героя. Но 3 января 2023 года иранцы массово уничтожали портреты и баннеры с его изображением.

При этом в последние месяцы общая численность протестных акций действительно несколько снизилась, хотя продолжают бастовать рабочие нефтедобывающих компаний и нефтеперерабатывающих заводов, а также фермеры. Да и улица все же не утихла — после пятничной молитвы 20 января иранцы опять вышли на демонстрации. Авторы телеграм-канала «Новости Ирана» видят в этом лишь иранскую специфику. Они напоминают, что во время исламской революции 1978–1979 годов, свергшей шаха и приведшей к власти аятоллу Хомейни, протест тоже месяцами развивался «волнами», подъемы чередовались со спадами, но привели в конце концов к смене власти.

Роман Попков

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное